Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени
6.3. Мольер – создатель философско-нравственных пьес
Комедия “Мизантроп” (1666) явилась одной из первых философско-нравственных пьес. Своей направленностью комедия больше склоняется к трагедийному изображению, в сюжете мало настоящих театральных комедийных приемов, в целом – действия.
Пьеса больше основана на диалоге, представляет собой комедию не характеров, а комедию положения. В сюжете
В пьесе Мольер представляет две точки зрения на жизнь. Это высокое требование чистоты, порядочности, правдивости от человека. Это требование, вырастающее до крайности (позиция Альцеста). Другую точку зрения выражает Филинт. Герой полагает, что людей надо принимать такими, какие они есть: надо прощать слабости, примириться с несовершенством человеческой природы, лицемерием, ложью. В этом проявляется общепринятые на тот момент обществом доводы, что одному человеку невозможно изменить мир.
Комедийные приемы проявляются в подчеркивании крайностей в образе человека. Вывод самого Мольера заключается в необходимости придерживаться определенной “золотой середины” в требованиях к человеку. Так впервые в комедийной постановке Мольер говорит о глубоких серьезных проблемах человека.
Вершиной мастерства Мольера становится пьеса “Скупой” (1668). Комедиограф изобличает одно из главных зол для человека, исходящее из самой личности – это стремление к обогащению. Данную черту Мольер представляет как нездоровое начало в человеке. Главный герой Гарпагон, человек своего времени. Герой сумел разбогатеть на современных коммерческих операциях, давая в долг деньги под проценты. В обрисовке образа подчеркивается одна черта – скупость, доходящая до жалости героя тратить деньги даже на самого себя. Мерой жизни герой считает только деньги. Нравственные качества и достоинства человека для него не существуют. В конечном итоге герой остается один на один со своими деньгами, порвав какие бы то ни было связи с окружающими людьми. На примере подобного человека Мольер в этой и других комедиях высмеивает характерные черты современного для него мира: скупость, скаредность, стремление человека только к материальному благу.
Новым открытием в даровании Мольера становится пьеса “Тартюф”. Комедия совершенно не похожа на другие пьесы постановкой проблематики, ведением сюжетной линии. В предисловии к комедии Мольер объясняет новизну пьесы следующими строками: “С этой целью я потратил целых два действия на то, чтобы подготовить появление моего нечестивца. Зритель не пребывает в заблуждении на его счет ни минуты: его распознать можно сразу по тем приметам, коими я наделил его…”.
Портретными чертами Тартюфа оказываются действия самого героя – жадное стремление завладеть чужим имуществом, судьбой, жизнью окружающих людей. Первое же появление героя убеждает зрителя в появлении корыстолюбца, скрывающегося под маской благочестия. Зритель рад тому, что не обманулся в своих предвидениях. На сцене властвует ханжа и лицемер. Из уст героя постоянно звучат, на первый взгляд, высокие слова, как например,: “о, небо”, “воздадим молитвы”, “спрячем чувства”, “необходимо обуздать желания” и др. Стоит услышать первые монологи или диалоги с Тартюфом, как раскроется портрет героя. Например данный диалог:
Дамис
А что же мне, молчать пред гостем тем незваным,
Который здесь, у нас, всевластным стал тираном?
Не сделай ничего, ни слова не скажи
Без позволения несносного ханжи!
Дорина
Послушать проповедь настырного святоши,
Так плохи будут все, лишь он один хороший.
С утра до вечера он поучает нас.
Г-жа Пернель
И он, конечно, прав.
В грехе ваш дом погряз.
Вас этот человек ведет на путь спасенья.
И сын мой учит вас питать к нему почтенье.
Действие комедии ведется фарсовым началом. В сюжете находим различные приемы и элементы площадного театра: это пощечины, подслушивания, покашливание, звучание простых, даже грубых слов, не величественные передвижения героев как в трагедии, а настоящая беготня персонажей по сцене. Более того, Мольер развивает новые черты в комедии: ведение главной роли в лице служанки (Дорина), срывание игровых масок в развязке.
Образ Дорины введен Мольером для разрешения сложившейся проблемы. Именно служанка, не придерживаясь сословных правил, обязана была своим поведением, смелыми высказываниями разоблачить лицемера. В комедии кульминационный момент заключается в сцене, когда Оргона прячут под стол. Именно данная сцена раскрывает истинный облик Тартюфа. В сцене заметно меняется и речь Тартюфа: исчезает высокопарность, гибкость, фразы обнажают
подлинную сущность “святого”:
“Итак, сия боязнь, поверьте, безрассудна.
Подумайте: ну кто раскроет наш секрет?
В поступке нет вреда, в огласке только вред.
Смущать соблазном мир – вот грех, и чрезвычайный,
Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной”.
Публика негодует и смеется: обманщик срывает с себя маску, а ослепленный муж узнает об истинном отношении к себе со стороны подобного “кумира”.
Мольер в раскрытии маски лицемера под образом ханжи представляет не статичное изображение комедийного героя, а иную трактовку героев в комедийном сюжете. Появляется развитие героев. Это было новым словом Мольера в развитии жанра комедии. Комедиограф выходит в данной комедии за рамки узко направленной проблемы, предъявляя обществу важные вопросы в разрешении проблем личности.
Театр Мольера прекрасен свободой в изображении художественного мира. Комедиограф был волен в выборе драматических средств и приемов. Мольер не испытывал ограничений в жанровом отношении, в пьесах использовал намеренно как трагические приемы (прежде всего черты психологизма), так и комедийные приемы.
В творчестве Мольера намеренно смещены и смешаны самые разнообразные приемы изображения: как низкие и высокие, низменные и величественные, прекрасные и безобразные, комические и трагические. Мольер представляет в пьесах жизнь такой, какой она является. Именно данный художественный подход позволяет назвать комедию Мольера жанром “высокой комедии”.
Мольер – создатель философско-нравственных пьес