В комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, верный своему таланту изображать жизнь в реальных картинах и образах, избирает жизненную ситуацию – “любовный треугольник”. Любовь Чацкого к Софье – одна из “пружин”, по словам И. А. Гончарова, на которых держится развитие действия. Чацкий и в Москву приезжает, чтобы встретиться с Софьей.
Но сердце Софьи уже занято другим – Молчалиным. Чацкому трудно поверить, что Софья может предпочесть ему Молчалина – того, “кто на всех глупцов похож”:
С такими чувствами, с такой
Чацкий все время, вплоть до финальной сцены, жестоко заблуждается и обманывается. Но, во-первых, любовь слепа: Чацкий идеализирует Софью, а она не видит недостатков в Молчалине; во-вторых, Софья изменилась за время отсутствия Чацкого, и это Чацкий понимает не сразу, а поэтому недооценивает шансов Молчалина. Чацкий и Софья “разными глазами” смотрят на Молчалина.
Софья влюбленными, Чацкий же оценивает Молчалина прежде всего с гражданских позиций и только к концу действия как соперника. Что же изменилось в Софье и почему?
Какова же теперь она и что привлекает ее в Молчалине? Обстановка в доме Фамусова, в московских “модных лавках”, атмосфера светских салонов, сплетни и пересуды не могли не оказать влияния на Софью. Отсюда ее сентиментальность и жеманство, лицемерие и ханжество. Ее пугают смелые речи Чацкого, но вот что пленяет ее в Молчалине:
Молчалин за других себя забыть готов. Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть?
Кажущаяся скромность, застенчивость, робость Молчалина в соединении с его мнимой чувствительностью, предупредительностью, покорностью одерживают в глазах Софьи верх над всеми его прочими качествами:
Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.
Софья живет в мире тех идеалов и представлений о жизни, которые навеяны ей чтением сентиментальных романов, далеких от реальной действительности. Именно так ведут себя герои этих романов, таким представляет она себе идеального возлюбленного. Молчалин отвечал еще одному условию романтического героя: он “в бедности рожден”.
Это возвышает Молчалина в ее глазах, подогревает ее чувство.
Она готова покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза. Она готова пожертвовать собою, своим положением ради неравного брака со своим избранником. Будущий “муж-мальчик, муж-слуга”, видимо, тоже прельщал ее. Другие идеалы негде было встретить. Пересказывая свой сон, она почти признается в любви к Молчалину: “Он будто мне дороже всех сокровищ”.
Софья, любуясь Молчалиным, придает ему “тьму качеств”: он и “мил”, и “робок”, и “умен”. Как раз то, что привлекательно для Софьи в Молчалине, отталкивает ее от Чацкого: Молчалин застенчив, а Чацкий “пересмеять умеет всех”, Молчалин – “враг дерзости”, а Чацкий “остер”; Молчалин робок, а Чацкий “об себе задумал высоко”.
Софья переживает трагедию, когда, подслушав разговор Молчалина с Лизой, видит любимого ею человека в новом свете: “Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен!” Решительно она говорит: “Я с этих пор вас будто не знавала”. Но слишком удобен был Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает: “Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом.
Себя крушить, и для чего!” Каким же видит Молчалина Чацкий?
Чацкий вспоминает о Молчалине совершенно случайно. По контрасту с собственной “говорливостью” ему приходит на ум “бессловесный ” Молчалин. Не случайно Грибоедов наделяет его такой фамилией. Чацкий вначале не принимает Молчалина всерьез.
Для Чацкого Молчалин – полное ничтожество, “жалчайшее созданье”. Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках и не богат словами.
Чацкий возмущен словами Молчалина: “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. Он отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Для Молчалина же “мнения чужие только святы”.
Он видит в Молчалине человека, который рассматривает службу как источник личных выгод, “службу лицам, а не делу”. Чацкий готов служить Отечеству, а не прислуживать начальству. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – говорит он. Для Молчалина же главное быть замеченным начальством.
Благодаря своим талантам – умеренности и аккуратности – он уже “три награжденья получил”. Угодничество Молчалина – это тоже средство достижения цели. Чацкий говорит о нем:
Услужник знаменитый был тут, Как громовой отвод… Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет.
В последнем действии завершается личная драма Чацкого: он потерял ту, которую так сильно любил. Он тяжело переживает, видя, на какое ничтожество его променяли: Когда подумаю, кого вы предпочли! Вот я пожертвован кому!
Глядел, и видел, и не верил.
Молчалин – антитеза Чацкому, Грибоедов сумел предвидеть в этих образах два пути, по которым пойдут люди после окончания войны с французами: Чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, Молчалины – смирение и покой. “Деловой, вкрадчивый, робкий Молчалин уже появился на смену героям 1812 года” . Один из исследователей комедии “Горе от ума” писал: “Молчалин остался неуязвим. Молчалиных оказалось невозможно одолеть – они были сильны чужой силой, их нельзя было убить презрением или смехом – их достоинство было в чужом авторитете “.
Комедия “Горе от ума” никогда не воспринималась только как памятник художественной истории, она всегда жила современной жизнью, обновляя и приобретая новое звучание. Каждая эпоха читала ее по-своему. Люди разных поколений и судеб находили в ней ответ на свои собственные вопросы. Оглянувшись вокруг, мы можем и среди наших знакомых увидеть современных фамусовых, молчалиных, Чацких!
Не только во времена Грибоедова, но и в наше время “Молчалины блаженствуют на свете”, потому что они угождают всем вышестоящим, не церемонятся с теми, кто ниже их по социальному статусу или по толщине кошелька. И поэтому мне ближе позиция Чацкого в оценке Молчалина.
Молчалин глазами Чацкого и Софьи