Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов не только автор произведений.
Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и репрессий. Его обвиняли в плагиате, симпатиях белому движению, пытались отравить, убить.
Да,
Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению. В “Донских рассказах” меня привлекла реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий; та правда войны, что не щадит никого, даже детей. В его рассказах нет излишних романтических красот. Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди “седых ковылей”, приписывать погибающим состояния, когда они “умирали захлебываясь красивыми словами”. Ну а как же красота изложения?
У Шолохова, что замечательно, красота в простате, народности языка. Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни, о современной жизни. По моему мнению смысл рассказов в том, что люди, чтобы доказать свою преданность своим идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын – отца.
В рассказе “Продкомиссар” казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж. Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле “Бахчевик” казак спасает раненого брата, расправляется с отцом-белогвардейцем. Еще мрачнее рассказ “Семейный человек”: в нем отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков. В этом понимании рассказы довольно современны, единственное, что идеологическую ненависть заменяют деньги.
Ради денег в наше время могут “и отца убить, и мать продать”.Герои у Шолохова не рассуждают, а действуют: не задумываясь, по первому зову сердца бросаются в реку спасать жеребенка, спасают детей от банд. Но наряду с хорошими поступками, так же, не задумываясь, убивают сыновей, отнимают последнее у крестьян. Они заставляют то злиться, то плакать.
Читаешь, и “грусть-тоска” заполняет твое сердце. Почему же Шолохов не мог добавить немного “улыбки” и счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел нас, читателей, хоть немного приблизить к реальности войны, когда нет ни счастливого единого человека. Что же дает мне Шолохов?
Пусть за меня скажет один критик: “Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чье искусство помогает каждому стать более человечным”. Таков мой Шолохов. Писатель, преподавший мне уроки мужества, порядочности и честности. Я постараюсь читать и перечитывать Шолохова, каждый раз поражаясь его умением заглянуть в глубокие тайники человеческой души.
Я верю своему писателю, поэтому у меня никогда не возникнут сомнения в его правдивости. Пусть автора обвиняют в том, что перестал писать в последние годы. О чем ему было писать? О победах развитого социализма? Он же прекрасно видел, что происходит.
Да, писатель работал над романом “Они сражались за Родину”. Один из главных героев генерал Стрельцов был списан с репрессированного, а Шолохов хорошо понимал, что в его время всю правду о репрессиях опубликовать не удастся. Михаил Александрович Шолохов – первая величина в нашей послеоктябрьской литературе.
Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему