МИСТИЧЕСКОЕ ПРЕКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД ВЕЧНОЙ ЖЕНСТВЕННОСТЬЮ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА

МИСТИЧЕСКОЕ ПРЕКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД ВЕЧНОЙ ЖЕНСТВЕННОСТЬЮ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА

А. Блок – один самых своеобразных поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков, “трагический тенор эпохи”, по словам А. Ахматовой. Его поэзия, особенно ранняя, тесно связана с русской религиозной философией. По сути, А. Блок продолжал в литературе дело Вл. Соловьева. Он воспринял его мистицизм, культ Вечной Женственности – “Жены, облеченной в солнце”. А. Блок назвал ее Прекрасной Дамой и внес в свои стихи средневековый мотив рыцарского поклонения ей.

Сборник “Стихи о

Прекрасной Даме”, вышедший в 1905 году, отмечен мистическими переживаниями. В основе этих переживаний простая ситуация: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме, Это стремление многозначно: оно означает и мистическое постижение Бога, и поиск жизненного пути, и порыв к идеалу.

Поэтому так напряженно звучит центральный мотив “Стихов о Прекрасной Даме” – мотив ожидания ее появления:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Все здесь овеяно мистической тайной и ощущением чуда. Мистические переживания развертываются в соответствующей атмосфере – зыбкой и туманной. Здесь нет конкретных предметов, все “робко и темно”, неуловимо: в воздухе слышится лишь “песни весенней намек”, поэт видит лишь “клочок” голубого неба, всюду отблески, блики. Все это – знаки “нездешних надежд” на вселенское “непостижимое чудо” – на явление Прекрасной Дамы, “величавой Вечной Жены”, “Девы-Зари-Купины”, в образе которой для А. Блока, как и для Вл. Соловьева, воплощалось некое всеединое божественное начало, которое спасет мир и возродит человечество к новой совершенной жизни.

Однако очень важно, что в мистическом преклонении перед Вечной Женственностью А. Блок не утрачивает вполне земных человеческих чувств. Не зря, обращаясь к ней в стихотворении “Вхожу я в темные храмы…”, он находит в финале простое, теплое слово “милая”:

О Святая! как ласковы встречи.

Как отрадны Твои мечты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты!

Сложным мистическим и земным чувствам соответствует всеобъемлющая система символов. К важнейшим символам принадлежал образ размыкания кругов – он обозначал порыв к Прекрасной Даме. Ветер – знак ее приближения. Утро, весна – время, когда надежда на встречу наиболее сильна. Зима, ночь – разлука и торжество демонического начала. Синие, лиловые миры символизируют крушение идеалов, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой.

А. Блок писал нервами и кровью, отдавал литературе всего себя. Герой его поэзии, вечно стремящийся к Прекрасной Даме и никогда не достигающий ее, необыкновенно близок к нему самому, это – почти его двойник.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

МИСТИЧЕСКОЕ ПРЕКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД ВЕЧНОЙ ЖЕНСТВЕННОСТЬЮ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА