Мастерство художественных деталей в рассказах Антона Чехова

Русская литература пестрит именами – классическими и современными – но Антон Павлович Чехов был и остается одним из неподражаемых мастеров художественного слова. Да, предметом исследования Чехова, как и многих других писателей, был внутренний мир человека, но в использовании художественных методов и приемов он достиг высот почти недостижимых.

Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. За долгие годы работы в юмористических журналах Чехов поневоле отточил мастерство рассказчика, научился в небольшой

объем втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь.

Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку.

Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ “Смерть чиновника”, главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина.

В театре, случайно чихнув, чиновник Червяков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит извиняется перед Бризжаловым. Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет его вон. Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздражен, думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает.

В последней фразе дано практически объяснение всему: “Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер”. Герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

Анна Сергеевна, героиня рассказа “Дама с собачкой”, приехала в Ялту, не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общество мужа, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, и это начало попытки “бегства”.

Позже, в театре города С., Гуров увидел ее вновь с “вульгарной лорнеткой” в руках – попытка “бегства” не удалась.

Беликов, “человек в футляре”, в противоположность Анне Сергеевне не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что в любом многообразии, в разрешении себе чего-то нового скрывала для него жизнь неопределенность и вызывала непреодолимое стремление окружить себя “оболочкой”, “футляром”, чтобы защититься. Отсюда и чехлы, и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.

В рассказе “Душечка” Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в нескольким местах повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь “душечки” не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. “Душечка” не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении “душечки” к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду то, что она наконец нашла счастье?

Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа “Попрыгунья”. У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения. Но если “душечка” не была чересчур привередлива в своих знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя.

Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так, использование детали важно и в “Вишневом саде”. Вспомним “многоуважаемый шкаф”, звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы.

Все они несут обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы.

Даже в больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной “лишней” детали. Характернейший пример – пьеса “Три сестры”: Наташа впервые появляется на сцене в розовом платье с зеленым пояском. Одна деталь, свидетельствующая о полном отсутствии вкуса, говорит о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика.

Ее величество деталь – эти слова словно бы стали творческим девизом писателя.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Мастерство художественных деталей в рассказах Антона Чехова