Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается о том, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизни общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова.
Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. Юный поэт-романтик, ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всего ценит собственную свободу, презирая мнения “насмешливого, безумного света”.
Смешно бессмертье на земли. Как смел желать я громкой славы, Когда вы счастливы в пыли? Здесь слышится раскаянье поэта в своем гордом высокомерии, в отторженности от земной, обыденной жизни. Нет.
Поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и в радости. Лермонтов пришел к пониманию того, что литература, поэзия является могучим средством воздействия на сердца и умы людей. Особую актуальность приобретали эти мысли в 30-е годы XIX века, когда именно литературная деятельность давала возможность протестовать против ненавистного уклада жизни.
Лермонтов видит назначение поэзии в том, чтобы она пробуждала в людях любовь к родине, стремление к свободе. Поэт – это человек, который ни перед кем не склоняет “гордого чела”. Но Лермонтов понимал также, что поэзия может превратиться в средство развлечения толпы, если она замкнется в кругу сугубо личных, камерных тем, отгородившись от актуальных вопросов жизни, от политической борьбы.
Эти мысли Лермонтова с особой силой прозвучали в стихотворении “Поэт”. Он неожиданно и оригинально сближает два образа – кинжала и поэта. Казалось бы, какая может существовать связь между неодушевленным предметом и человеком, наделенным даром слагать стихи?
Однако она есть. Это доказывает история кинжала, рассказанная в первой части стихотворения. Автор вспоминает славную боевую службу кинжала, который верой и правдой служил “наезднику в горах”, не на одной груди оставив страшный след “и не одну прорвав кольчугу”. Но после гибели своего хозяина кинжал перестал быть грозным боевым оружием и долго пролежал заброшенным “в походной лавке армянина”. Теперь родных ножон, избитых на войне, Лишен героя спутник бедный; Игрушкой золотой он блещет на стене – Увы, бесславный и безвредный!
Смысл истории кинжала в том, что он из страшного оружия превратился в безвредную блестящую игрушку, украшающую ковер. Теперь сравнение кинжала с поэтом принимает понятный и глубокий смысл. Ведь и поэзия может служить забавой, средством увеселения светской знати, если поэт откажется от своего высокого назначения, от своей гуманной миссии. В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?
В следующих строфах этого стихотворения Лермонтов высказывает свой взгляд на роль и назначение поэзии. Нужность, необходимость поэзии людям подчеркивается здесь выразительными сравнениями: “как чаша для пиров”, “как фимиам в часы молитвы”, “как божий дух” и, наконец, “как колокол на башне вечевой”. Цель поэзии – “воспламенять бойца для битвы”.
Значит, поэт – это не только человек, обладающий поэтическим даром. Для Лермонтова, как и для Пушкина, это пророк, стоящий выше других людей, способный вести их за собой. Поэт должен обладать смелостью, независимостью, неподкупностью, энергией и неутомимостью.
Но “простой и гордый” поэт не сразу находит отклик в душах людей, которые тешатся “блестками и обманом”. Таким образом, Лермонтов прямо говорит о тех многочисленных трудностях, опасностях, людской неблагодарности, которые будут сопровождать путь поэта, отважившегося стать пророком. Но все-таки Лермонтов, обращаясь к поэту, призывает его быть верным своему высокому назначению: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? В стихотворении “Поэт” возникает мотив взаимоотношения поэта и общества, который становится ведущим в стихотворениях “Смерть Поэта” и “Пророк”. В “Пророке” Лермонтов рисует идеал, созданный его воображением, а в стихотворении “Смерть Поэта” он воплощает его в образе реально живущего человека – великого Пушкина. В нем счастливо соединились и “свободный, смелый дар”, и гордость, и честь, и удивительная способность постижения людей. Именно эти качества Пушкина ненавистны светской черни, “жадною толпой стоящею у трона”, которую Лермонтов прямо обвиняет в убийстве великого поэта России.
Он клеймит позором этих высокородных негодяев, бросая им в лицо хлесткие, как пощечина, обвинения: “Свободы, Гения и Славы палачи”, “наперсники разврата”, “надменные потомки известной подлостью прославленных отцов”. Лермонтов грозит им божьим судом, который “недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед”. Продолжая тему роли поэта в обществе, Лермонтов пишет стихотворение “Пророк”, в котором развивает мысли одноименного пушкинского произведения. Если Пушкин основное внимание сосредоточил на том, какими качествами должен обладать поэт-пророк и как они мучительно даются, то лермонтовский герой в начале стихотворения уже обладает “всеведеньем”, которое дает ему право провозглашать людям “любви и правды чистые ученья”. Он хочет пробудить в них стремление к лучшей жизни, желание избавиться от “злобы и порока”.
Но его гуманные искренние слова не вызывают отклика в обществе, погрязшем в грехе и разврате. В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. В своей благородной миссии пророку приходится терпеть насмешки, унижения, жестокость, изгнание.
Пророк чувствует себя свободным только в прекрасном мире природы, полном гармонии, но он вновь возвращается к людям, ибо не может отказаться от своего назначения, трудной и благородной миссии. Значит, пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду “могущественным старцам” от идеалов любви и справедливости. Таким должен быть истинный поэт, не отступающий перед трудностями и гонениями.
Продолжив лучшие пушкинские традиции в определении роли поэта и поэзии в обществе, Лермонтов оказал огромное влияние на многих великих русских поэтов, которые развили его мысли в своей гражданственной, свободной поэзии.
М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии