В начале своего творческого пути А. М. Горький писал преимущественно романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными людьми, порожденными вымыслом писателя.
Большинство же своих произведений Горький создал в 1900-е годы, когда в России разразился жестокий экономический кризис. Массы разорившихся крестьян бродили по стране в поисках заработка. Фабрики и заводы закрывались, и тысячи рабочих оставались без средств к существованию. В результате кризиса появилось огромное количество босяков, опустившихся “на дно”
Пьеса “На дне”, написанная Горьким в 1902 году, изображала жизнь именно таких людей.
В пьесе “На дне” Горький показал во всем многообразии ликов тип людей “дна”, сломленных жизнью. Эта пьеса явилась наиболее сильным произведением о “бывших людях”: такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, их беспросветной и безысходной участи мировая литература не знала. Пьеса “На дне” – это произведение, которое лишено действия: в нем нет завязки основного конфликта и развязки.
По сути, это диалог различных людей, собравшихся в ночлежке, каждый из которых вместе с историей своей жизни принес и свою философию, свою идею. Через их рассказы Горький показал ужасающие картины русской действительности, “свинцовые мерзости жизни”. В сыром подвале, “похожем на пещеру”, в страшной грязи и вони ютятся люди, выброшенные из жизни.
Здесь собрались воры, нищие, калеки, одинаково измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них ничего не осталось в жизни, кроме этого грязного подвала.
Первое, что бросается в глаза,- грубость в разговорах героев. Так происходит, быть может, потому, что люди не хотят и не могут принять своего падения и своей грубостью защищаются от внешних изменений . Люди как будто озверели, они уже не могут говорить спокойно. Они постоянно унижают друг друга.
Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене – “заныла”.
Какую же философию несут в себе герои пьесы “На дне”? Главное слово в пьесе – “правда”. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу! Но правда героев неоднозначна.
Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны, правда их будничной повседневной жизни, правда “дна”, и с другой – правда, о которой они мечтают, – это правда вымышленная. И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд. Горький не дает биографий героев пьесы, но по их отдельным репликам мы понимаем весь трагизм их существования. Чахоточная Анна говорит о том. что “всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась… мучилась…
Всю жизнь в отрепьях ходила”. У этих несчастных обитателей дна отнято все: честь, человеческое достоинство, возможность любви и материнства, семья, всякая надежда – все стерто, втоптано в грязь. Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит: “Издыхать надо… Вот она правда!” Конфликт правд – это конфликт реального настоящего и призрачного будущего.
Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому. В пьесе нет описания пути героев, который привел их в ночлежку, но из их диалогов представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому.
Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека – та, в которую он верит. Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.
Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. И если их соединить, то полученное можно обозначить как веру, мечту и реальность.
Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную: “Где – правда? Вот – правда! Работы нет… силы нет!
Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда?
Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она правда!..
Говорите тут – правда! Ты, старик, утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята!
Понял? Пойми! Будь она проклята!”
Есть такое высказывание Горького: “Правда – бог свободного человека”. Но если говорить о героях пьесы “На дне”, то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободные.
А для Горько го герой-босяк, цыган – герой свободный. Но персонажи пьесы “На дне” не хотят свободы. Им не нужна эта правда свободного человека.
И даже здесь, в этом странном мире отверженных, где заживо погребены ценные по своим задаткам, достойные сострадания люди, продолжают действовать волчьи законы мира денег, капитала. Почти все жители костылевской ночлежки доведены до отчаяния, тянутся к каким-то призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться отсюда Клещ, полагая, что честный труд поможет стать ему человеком: “Кожу сдеру, а вылезу”. Хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел.
Искренно верит в чистую любовь Настя. Все мечтают и как-то пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми.
Общую мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им. облегчить страдания, умиротворить: спившемуся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице, умирающей Анне он советует не бояться смерти – ведь смерть несет покой: вору Пеплу советует уехать в богатую счастливую Сибирь. И это в то время! Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пассивно-сострадательный.
Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются лишь в сострадании и утешении. “Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха”,- говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому он ко всем и подходит с утешительной ложью.
Против вредоносной лжи и философии рабской покорности и долготерпения выступает Сатин: “Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ей… Ложь – религия рабов и хозяев.
Правда – бог свободного человека”.
В монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!” Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку, поэтому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой буквы! “Человек свободен. Человек – вот правда.
Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное – дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!”
Пьеса в свое время имела огромный успех, потому что “принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала”.
М. Горький: “Правда – бог свободного человека”