Почему Ахматова? Ведь столько написано, опубликовано работ о “Музе плача”. Все дело в Личности, в Поэте с большой буквы, поэтому тема неисчерпаема, и каждый находит в ней свои грани и аспекты. Сегодня, когда девальвируются многие нравственные, духовные ценности, происходит “амортизация” души, и все это списывается на “трудное”, “переходное” время, стоит вспомнить, что пришлось пережить Анне Андреевне Ахматовой и сохранить при этом чувство собственного достоинства, благородство, порядочность и талант. Обращение к этой
Любовь, Родина, искусство, дом – темы, близкие и волнующие не только молодых людей, вступающих в жизнь, но понятные и тем, чья жизнь и судьба уже состоялись. Жизненный путь Ахматовой, определивший ее творчество, был очень сложен. Революция для многих творцов стала своеобразным испытанием и Рубиконом, и Ахматова – не исключение.
События 1917 года раскрыли новые грани души и таланта той, для которой в стихах, по ее собственному признанию, – “связь… с временем, с новой жизнью…народа”. Мужество, твердость, гордое терпение, определившаяся гражданская и творческая позиция проявляются в 20-е, когда после выхода трех сборников Ахматову почти перестали печатать. А что для поэта может быть страшнее, чем перестать звучать?!
Однако впереди ждали новые испытания и потери. И она, страшившаяся того, что ее творчество в сознании читателей останется неподвижным и, стало быть, быстро забудется, бесстрашно создавала свой “Реквием”. Об этой поэме я и хочу написать. Это произведение не только о судьбе сына и о своей личной судьбе, оно о судьбах многих и многих людей. Ахматова написала поэму, повинуясь велению сердца, совести и отзываясь на голос времени.
Два с половиной десятилетия Анна Ахматова хранила “Реквием” в памяти, страшась доверить бумаге строки, которые могли обернуться смертным приговором. Стихи поэмы слагались тогда, когда “улыбался только мертвый”, когда
Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных “марусь”.
С первых строк поэмы звучит тема смерти: идущие к тюрьме “мертвых бездыханней”, в ночи – “звезды смерти”, в Крестах – “неповинные жизни кончаются”. “Надо память до конца убить”, – в страшную минуту говорит Ахматова. Но память неубиенна, ее хранитель – поэт, слово о мертвых обративший к живым. В поэме у палачей нет ни имен, ни лиц. Лишь однажды прозвучит имя черной силы – “ежовщина”. Нелюди невидимы, но явственны их деяния, застывающие в неопределенно-личных предложениях: “Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут…”, “Уводили тебя на рассвете…”.
Ахматова обращает свою поэму, свой крик души, свой “Реквием ” к “невольным подругам двух моих осатанелых лет” и к себе сегодняшней – “нет, это не я, это кто-то другой страдает”, и к той, “царскосельской веселой грешнице”, которую навсегда вытеснила из мира стоящая под Крестами женщина, трехсотая с передачей для сына. Поэма обращена к сыну, к тем, кого “Хотелось бы всех поименно назвать. Да отняли список, и негде узнать”.
В “Реквиеме” впервые звучит голос Ахматовой-матери и жены. Именно тогда она обрела горькое право, “как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть”. Трагедия матери усугублялась осознанием того, что ее сын – заложник, его мукой оплачена ее мнимая свобода:
Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.
Спасет поэта вера. Ее молитва – “не о себе одной, но обо всех стоявших с ней в бесконечной очереди “под красною ослепшею стеной “. Обретя горькое единство с людьми, она и у них может попросить: “Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне”. Как Блок в “Двенадцати” бесстрашно шагнул навстречу революции и, растворившись в стихии, стал ее частью, так и Ахматова, погрузившись в бездну горя, обрела право говорить от имени народа.
Подобно поэме Блока, “Реквием” – это лирические “мгновения”, обретшие эпическую широту и мощь.
“Реквием” сложился из отдельных стихотворений, написанных в 1935-1940 гг., и окончательно сформировался к началу 60-х годов. Наше время открыло возможность ощутить его как целостное произведение, которое утверждает победу над злом: победу художника и победу самого времени.
Мужество Ахматовой как поэта, создавшего “Реквием”, неотделимо от личной трагедии автора. И “Реквием”, заключенный, казалось бы, в раму отошедшей эпохи, продолжает кричать, рыдать, взывать о несчастье матери, о беде народа. Впервые в русской литературе колокольным поминальным звоном зазвучал “Реквием” как память о невинно убиенных.
Поэма Ахматовой – это торжественная молитва: “Покой вечный дай им, Господи”.
Лирика Анны Ахматовой