Лирический герой С. А. Есенина

Полтора десятилетия, которые творил С. Есенин, были одной из самых сложных и непредсказуемых эпох в русской истории. Бурные события, происходившие в стране, сказывались на жизни каждого человека, а особенно сильно – на судьбах гениев, наделенных сверх восприимчивостью. Вместе с изменением окружающей обстановки менялось мировоззрение Есенина.

Все это находило отражение в лирике поэта, а значит, влияло на образ лирического героя, прошедшего сложный путь эволюции.

Молодой Есенин исповедовал христианскую мораль, но Христос для него

не Бог, а, прежде всего, идеальный человек. Иисуса, как и многих святых, можно встретить идущим вместе с “каликами” и “богомолками” по дорогам святой Крестьянской Руси, изображенной в стихах поэта. Лирический герой раннего Есенина необычайно гармоничен. Он странник, “захожий богомолец” , идущий в “скуфье смиренным иноком” . Его святыни – в самой русской земле: “Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья” ; его храм создан русской природой: “За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез” ; одно из основных его чувств – это любовь к родине:

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

Уже в эти годы Есенин пишет:

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

(“Край любимый!

Сердцу снятся…”)

В осознании бренности всего сущего также проявляется гармоничность лирического героя, который совершенно примирен с естественным циклом жизни.

Но в 1915 году в этот спокойный мир врывается образ грешника и богоборца:

Не ищи меня ты в боге,

Не зови любить и жить…

Я пойду по той дороге

Буйну голову сложить.

Эта тема развивается в ранней лирике и на протяжении всего творчества Есенина.

Единственный период открытого противостояния лирического героя Богу пришелся на время революции 1917 года. В 1918 году Есенин пишет цикл из десяти небольших поэм. В самой известной из них, “Инонии”, лирический герой провозглашает себя пророком и описывает “иную страну”, “где живет божество живых. Он восклицает, отрекаясь от христианства: “Тело, Христово тело, Выплевываю изо рта”.

Но вскоре Есенин, а вместе с н:им и его лирический герой, возвращается к традиционной крестьянской философии, проникнутой, по мнению поэта, идеей связи человека с космосом. Луна принимает непосредственное участие в судьбе героя:

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

В этом же стихотворении звучит мысль о том, что крестьянская культура безропотно умирает, Россия-храм гибнет. Лирический герой осознает неизбежность происходящего на Родине. Так же закономерен и естествен путь от юности к “увяданию”.

В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” развивается мысль о бренности жизни: “…Все пройдет, как с белых яблонь дым”. Лирический герой примирен с существующим порядком и благодарен за то, “что пришлось процвесть и умереть”. Огромное эмоциональное напряжение этого стихотворения достигается путем использования обращений , лексических повторов , инверсий , вопросов , неповторимой цветописи . Неожиданные яркие образы стихотворения сделали его одним из самых известных в творчестве Есенина.

Горечь по поводу исчезновения Руси Крестьянской приводит поэта к трагическому ощущению своего одиночества, ненужности в новой жизни. Свою нежную, ранимую душу лирический герой прячет под маской эпатажа. Ярче всего двойственность героя, обостренные до предела отношения поэта с окружающим миром отразились в цикле “Москва кабацкая”.

В “Исповеди хулигана” за напускной бравадой угадывается верность истинным ценностям персонажа, созданного лириком.

Единственный путь достижения гармонии – это чистая любовь и воспоминания о родном селе и мире материнской заботы, противопоставленном греховной жизни в городе . Иногда ближе всех людей лирическому герою становятся животные:

Средь людей я дружбы не имею…

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать свой лучший галстук.

Та же мысль звучит и в стихотворении “Собаке Качалова”, где поэт поверяет свои самые сокровенные думы именно Джиму, а не его хозяину или гостям.

Активную попытку преодолеть мировоззренческий кризис автор предпринимает во время создания цикла “Персидские мотивы”. Лирический герой стремится обрести душевный покой в любви к прекрасной персиянке. Ему удается на время забыть о своем одиночестве в таких стихах, как “Ты сказала, что Саади…”, которые сосредоточены исключительно на “милой Шаганэ”.

Но большинство произведений проникнуто ностальгией. В “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” автор не может не думать “про волнистую рожь при луне”, про “рязанские раздолья”. Даже сама Шаганэ не в состоянии затмить северную девушку.

Краткий период относительной гармонии во время южной поездки заканчивается. Возвращается ощущение одиночества и своей ненужности в новой России. В “Руси советской” лирический герой восклицает: “…В своей стране я словно иностранец”.

Ему близка только природа, которая, как и поэт, не приемлет новшеств: “клены морщатся” при рассказе красноармейца. Здесь вновь проявляется раздвоенность лирического героя, который готов отдать “всю душу октябрю и маю” за свободу творчества . Это продолжение по-новому выраженной борьбы со своим вторым “я”, закончившейся победой лирического героя над темной стороной души в поэме “Черный человек” 1925 года.

До этой победы Есенин предпринял попытку принять новую систему ценностей. В стихотворении “Письмо к женщине” он провозглашает “хвалу и славу рулевому”, возможно имея в виду Ленина. В произведении “Неуютная жидкая лун-ность…” лирический герой “через каменное и стальное” видит “мощь… родной стороны”.

Он пытается примириться с победой паровоза над жеребенком из “Сорокоуста”, но замечает: “Может, в новую жизнь не гожусь…” Наконец, в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” автор ясно говорит устами лирического героя, чтобы он остался поэтом “золотой бревенчатой избы”.

Близкий Есенину мир деревни уходил. И сам поэт все чаще задумывался о смерти. Особенно ярко эти мысли звучат в стихотворении “Отговорила роща золотая…”.

Его автор был готов уже уйти из жизни, он осознавал невозвратимость прожитых лет. Лирический герой, проходящий через свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении и с рощей, и с журавлями, а его молодая душа – с “сиреневой цветью”. Здесь снова возникает мотив связи человека с космосом:

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Трагизм смерти сглаживается утверждением того, что жизнь не заканчивается смертью:

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава…

Особой вехой в развитии лирического героя Есенина стало создание поэмы “Анна Онегина” .

Сергей – это одновременно и главный, и лирический герой, и автор, и рассказчик. Но многие оценки происходящего, переживания, реакции на те или иные события могли принадлежать самому поэту. Это произведение очень оптимистично: Есенин нашел то, что помогает человеку выстоять.

Средство спасения от всех невзгод – чистое чувство юношеской любви, пронесенное через всю жизнь.

Доля оптимизма присутствует и в самом последнем стихотворении Есенина. Лирический герой верит, что жизнь души не заканчивается со смертью тела:

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди, –

написал он в прощальном послании другу…



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Лирический герой С. А. Есенина