Личное, национальное и общечеловеческое в поэзии С. Есенина

В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне веселой рукой.

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой.

С. Есенин

Имя Сергея Есенина знакомо нам с раннего детства. Для меня оно всегда было паролем для вхождения в чудесный, загадочный и очень близкий мир говорящих деревьев, смеющегося утра, поющих трав.

Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

Есенинская лирика глубоко личная, интимная, задушевная. Кажется, он ничего не скрывает

от читателя, простые и доверительные слова идут от самого сердца. По стихам Есенина можно проследить весь его жизненный путь: детство, отношение к городу, деревне, Родине, к революции, к поездкам за границу, надежды и разочарования.

Сам поэт никогда не скрывал, что его творчество автобиографично: “…Все творчество мое есть плод моих индивидуальных чувств и умонастроений”.

О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть.

О верю, верю, счастье есть.

Начало есенинского пути – село Константиново Рязанской губернии. Природа с ее живыми красками, повседневный крестьянский быт, народная поэзия и народные песни, произведения Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Кольцова – вот та почва, на которой развивался самобытный талант Есенина. Задушевность, простота, тесная связь с природой, мелодичность приближают его стихи к народной поэзии, делают Есенина поистине национальным поэтом.

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза.

С народной поэзией Есенина роднит не только представление о природе и человеке, но и само отношение к природе и человеку. Поэт никогда не возвышал ни себя, ни остальных людей над миром, пейзажем, животными. Напротив, в его поэзии человек растворен в красоте окружающего мира, сам становясь то деревом, то небом, то птицей.

По-осеннему кычет сова Над раздольем дорожной рани. Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет.

Ощущая свою крепкую связь с народом, Есенин считал себя “последним поэтом деревни”, с болью наблюдая за ее разрушением и упадком после революции, которая, как раньше считал поэт, должна была превратить село в рай для мужиков.

Русь моя, деревенская Русь! Я один твой певец и глашатай. Звериных стихов моих грусть Я кормил резедой и мятой.

Есенину горько было осознавать наступление города на деревню. Поэт считал, что прогресс и промышленность способны убить все живое и прекрасное, насаждая искусственное, механическое, оторванное от природы.

Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе.

Проблемы, которые Есенин затрагивал в своем творчестве: жизнь и смерть, любовь, назначение человека на земле – возвышают его произведения до общечеловеческого, интернационального уровня. В зрелых стихах поэта все чаще появляется мотив увядания, смерти; вместо красавицы весны и буйного лета – золотая осень и вьюжная зима. Есенин словно предчувствует свою раннюю гибель, поэтому глубоко философские стихотворения по-прежнему интимны и задушевны.

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Творчество выдающегося русского поэта Сергея Есенина знают во всем мире. Каждый человек может найти в его стихах нужные слова, способные поддержать и обнадежить, вселить надежду и оптимизм, напомнить о том, что Родина у каждого – единственная и неповторимая. Все это превращает Есенина в Поэта с большой буквы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)

Личное, национальное и общечеловеческое в поэзии С. Есенина