ПАЯЦЫ
Драма в двух актах с прологом
Либретто Р. Леонкавалло
Действующие лица:
Канио, хозяин труппы странствующих Комедиантов Недда, его жена Тонио, актер Беппо, актер Сильвио, молодой крестьянин | Тенор Сопрано Баритон Тенор Баритон |
Место действия: деревня Монтальто в Калабрии .
Время: 15 августа 1865 года.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Текст либретто принадлежит композитору; он воспользовался действительным
Вскоре опера обошла все сцены мира и до сих пор сохраняется в репертуаре.
МУЗЫКА
“Паяцы” – лучшая и наиболее популярная опера Леонкавалло. Ее музыка достигает большой силы в изображении человеческих страстей.
В оркестровом вступлении к прологу радостному оживлению, прихотливым краскам противопоставлены мелодии, полные горячего, страстного чувства, глубокой скорби и страдания. Этот контраст сохраняется и в монологе Тонио “Простите за смелость”; лирически задушевный вначале, он постепенно насыщается патетикой и драматизмом.
Первый акт открывается светлым праздничным хором крестьян. Возникающий в начале ариозо Канио “О, со мною, поверьте мне” насмешливо иронический оттенок вскоре уступает место искренней, взволнованной лирике. Прозрачно, воздушно звучит баллада Недды “В лазурной вышине”. В ариозо Тонио “О да, я ведь знаю” выражено его неодолимое влечение к Недде. В следующем затем дуэте пылким признаниям Тонио отвечают презрительно-насмешливые реплики Недды.
Чувством любви и счастья проникнут дуэт Сильвио и Недды “Сильвио, в этот час”. Заканчивающее первый акт ариозо Канио “Ты наряжайся” насыщено скорбной патетикой; как крик измученной, смертельно раненной души звучит мелодия на словах “Смейся, паяц”.
В оркестровом интермеццо перед вторым актом возвращаются настроения пролога. Вновь возникают картины шумной и пестрой праздничной толпы. Представление комедиантов начинается грациозным менуэтом, которым охарактеризована своенравная и кокетливая Коломбина. В галантном духе выдержана серенада Арлекина.
Комическая напыщенность и эффектация отличают реплики клоуна Таддео. Изысканно-элегантное дуэттино Арлекина и Коломбины “Взгляни, мой милый” выдержано в движении гавота. С появлением Канио музыка проникается оттенком затаенной скорби; горечь обманутых надежд, боль разбитого сердца слышатся в двух ариозо Канио: “Нет!
Я не паяц” и “Надежду я питал”. Мелодия “Смейся, паяц”, звучащая в оркестре, завершает оперу.
Краткое содержание Руджеро Леонкавалло. Паяцы