ТАНГЕЙЗЕР И СОСТЯЗАНИЕ ПЕВЦОВ В ВАРТБУРГЕ
Романтическая опера в трех актах
Либретто Р. Вагнера
Действующие лица:
Герман, ландграф Тюрингии | Бас Тенор Баритон Тенор Тенор Тенор Бас Сопрано Сопрано Сопрано Сопрано и альты |
Рыцари-певцы: | Тангейзер Вольфрам фон Эшенбах Вальтер фон дер Фогельвейде Битерольф Генрих Шрайбер Рейнмар фон Цветер |
Елизавета, племянница Венера Молодой пастух Четыре пажа |
Сирены, наяды, вакханки, пилигримы, тюрингские графы, рыцари и дамы.
Действие происходит в Вартбурге и его окрестностях в начале XIII века.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В либретто “Тангейзера” Вагнер мастерски сочетал три различные легенды. Герой пьесы – историческая личность, рыцарь-миннезингер, живший в Германии, вероятно, между 1220-1270 годами. Он много странствовал, принимал участие в междоусобной борьбе немецких князей против римского папы, воспевал любовь, вино, женщин и горько каялся в своих грехах . После смерти Тангейзер стал героем народной песни, широко бытовавшей в Германии в нескольких вариантах. Один из них включен А. Арнимом и К. Брентано в популярный сборник “Чудесный рог мальчика”, другой – в иронической форме, с привнесением современных мотивов – обработан Г. Гейне; Тангейзер является героем и новеллы Л. Тика, с юности известной Вагнеру.
Это – красивая легенда о кающемся рыцаре, проведшем целый год в царстве языческой богини любви Венеры, и о жестокосердом римском папе, в руках которого зацвел сухой посох.
С легендой о “Венериной горе” композитор объединил сказание о состязании певцов в Вартбурге, близ Эйзенаха – в замке ландграфа Тюрингского, страстного любителя поэзии и покровителя миннезингеров. Это сказание также было очень популярным в Германии; ему посвятил одну из своих фантастических новелл Э. Т. А. Гофман. Вагнер сделал Тангейзера главным героем певческого состязания .
В качестве соперника Тангейзера композитор показал в своей опере Вольфрама фон Эшенбаха – одного из крупнейших немецких поэтов средневековья , автора поэмы о Лоэнгрине, его отце Парсифале, которой позже Вагнер частично воспользовался в своих двух операх.
Третья легенда, использованная в “Тангейзере”, послужила источником для образа героини – Елизаветы, которую Вагнер сделал племянницей ландграфа Тюрингского. Это – также исторический персонаж: венгерская принцесса, она еще в детстве предназначалась в жены сыну ландграфа, грубому и жестокому воину, погибшему впоследствии в крестовом походе. Елизавета кротко сносила притеснения мужа, а затем свекрови, и после смерти была объявлена католической святой.
Мысль об опере на сюжет “Тангейзера” зародилась у Вагнера во время пребывания в Париже, осенью 1841 года, окончательный план сложился по возвращении на родину, в июне – июле следующего года; тогда же появились первые музыкальные наброски. Опера была завершена весной 1845 года. В том же году, 19 октября, в Дрездене под управлением Вагнера состоялась премьера. Опера пользовалась большим успехом, но несмотря на это композитор на протяжении двух лет дважды перерабатывал финал.
Новая редакция сделана для постановки в парижском театре Большой оперы . Новая премьера, состоявшаяся 13 марта 1861 года, ознаменовалась неслыханным скандалом; парижская редакция “Тангейзера” в театральной практике не закрепилась.
МУЗЫКА
“Тангейзер” – типично романтическая опера с характерными для нее противопоставлением фантастики и реальности, торжественными шествиями, танцевальными сценами, обширными хорами и ансамблями. Обилие действующих лиц придает опере пышность и монументальность. Большое место занимают красочные зарисовки природы и быта, образующие живописный фон лирической драмы.
В большой увертюре музыкально противопоставлены два мира, борющиеся за душу Тангейзера, – мир сурового нравственного долга, олицетворяемый сдержанными и величавыми темами хора пилигримов, и мир чувственных наслаждений, переданный стремительными, манящими мотивами Венериного царства.
На контрасте фантастических и бытовых сцен строится первый акт. Вакханалия проникнута томительным беспокойством, буйным весельем; завораживающе звучит хор сирен за сценой. В центре картины – большой дуэт Тангейзера и Венеры, обнажающий столкновение двух характеров; трижды, все более приподнято, звучит энергичный, в духе марша, гимн в честь Венеры “Тебе хвала”, ему противостоят вкрадчивое, ласкающее ариозо Венеры “Взгляни, мой друг, между цветами, в тумане алом дивный грот” и ее гневное проклятие “Иди, раб дерзкий мой”.
Во второй картине первого акта разлит спокойный, ясный свет. Безмятежная песенка пастуха. “Вот Хольда вышла из-под горы” с солирующим английским рожком сменяется светлым хоралом пилигримов и красочными зовами валторн. Завершается акт большим секстетом порывистого, ликующего характера.
Второй акт распадается на два раздела: лирические сцены и грандиозный хоровой финал. В оркестровом вступлении и арии Елизаветы “О светлый зал, чертог искусства” царит чувство нетерпеливого, радостного ожидания. Близок по настроению лирический дуэт Елизаветы и Тангейзера. Торжественный марш с хором подводит к сцене состязания певцов. Здесь чередуются небольшие ариозо – выступления миннезингеров.
Выделяется первое ариозо Вольфрама “Взор мой смущен” – сдержанное и спокойное, в сопровождении арфы. Более взволнованно звучит его второе, напевное ариозо “О небо, я к тебе взываю”. С ним непосредственно сопоставляется выступление Тангейзера – пылкий гимн в честь Венеры – “Любви богиня, тебе одной хваленья”.
В центре широко развитого заключительного ансамбля с хором – проникновенная, певучая мольба Елизаветы “Несчастный грешник, жертва страсти”. Завершают акт просветленные звучания хорала.
Третий акт обрамлен хорами пилигримов; в центре его – сольные эпизоды, характеризующие трех героев. Большое оркестровое вступление – “Паломничество Тангейзера” предвещает драматизм его рассказа. В начале акта звучит величавая тема хора пилигримов “Я снова вижу тебя, край родимый” . Умиротворенно-светлая молитва Елизаветы “Небес царица пресвятая” сменяется широкой мелодией романса Вольфрама “О ты, вечерняя звезда”. Рассказ Тангейзера богат контрастными сменами настроений: отрывистая декламация звучит на фоне оркестровой темы, воссоздающей скорбное шествие; ослепительным видением встает картина папского дворца.
В следующей сцене слышатся манящие оркестровые мотивы Венериного царства . Их сметают торжественные звучания хорала, венчаемые мощным, величавым хором пилигримов.
Краткое содержание Рихард Вагнер. Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге