ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ
Романтическая опера в трех актах
Либретто Р. Вагнера
Действующие лица:
Голландец Даланд, норвежский моряк Сента, его дочь Эрик, охотник Мэри, кормилица Сенты Рулевой корабля Даланда | Баритон Бас Сопрано Тенор Меццо сопрано Тенор |
Норвежские матросы, экипаж Летучего Голландца, девушки.
Действие происходит на норвежском берегу.
Время: около 1650 года.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Народная
Эта легенда многие годы увлекала Г. Гейне. Впервые он упоминает о Летучем Голландце в “Путевых картинах” . В повести “Из мемуаров господина фон-Шнабелевопского” Гейне обработал эту легенду в присущей ему иронической манере, выдав свою обработку за якобы виденную им ранее в Амстердаме пьесу.
Вагнер увидел в народной легенде иной, драматический смысл. Композитора привлекла таинственная, романтическая обстановка событий: бурное море, по которому вечно, без цели, без надежды носится призрачный корабль, загадочный портрет, играющий роковую роль в судьбе героини, а главное – трагический образ самого Скитальца. Глубокую разработку в опере получила и излюбленная Вагнером тема женской верности, проходящая через многие его произведения.
Он создал образ мечтательной, экзальтированной и вместе с тем смелой, решительной, готовой на самопожертвование девушки, которая своей беззаветной любовью и душевной чистотой искупает грехи героя, приносит ему спасение. Для обострения конфликта композитор ввел новый, контрастный образ – охотника Эрика, жениха Сенты, а также широко развил народно-бытовые сцены.
МУЗЫКА
“Летучий Голландец” – опера, сочетающая народно-бытовые сцены с фантастическими. Веселые хоры матросов и девушек рисуют простую, безмятежную жизнь народа. В картинах бури, бушующего моря, в пении команды призрачного корабля возникают таинственные образы старинной романтической легенды.
Музыке, рисующей драму Голландца и Сенты, свойственны взволнованность, эмоциональная приподнятость.
Увертюра передает основную идею оперы. Вначале у валторн и фаготов слышится грозный клич Голландца, музыка живо рисует картину бурного моря; затем у английского рожка в сопровождении духовых инструментов звучит светлая, напевная мелодия Сенты. В конце увертюры она приобретает восторженный, экстатический характер, возвещая искупление, спасение героя.
В первом акте на фоне бурного морского пейзажа разворачиваются массовые сцены, бодростью и мужественной силой рельефно оттеняющие трагические чувства Голландца. Беззаботной энергией отмечена песня рулевого “Мчал меня вместе с бурей океан”. Большая ария “Окончен срок” – мрачный, романтически мятежный монолог Голландца; медленная часть арии “О, для чего надежда на спасенье” пронизана сдержанной скорбью, страстной мечтой о покое. В дуэте певучим, печальным фразам Скитальца отвечают краткие, оживленные реплики Даланда.
Заканчивается акт начальной песней рулевого, светло и радостно звучащей у хора.
Второй акт открывается радостным хором девушек “Ну, живей работай, прялка”; в его оркестровом сопровождении слышится неустанное жужжание веретена. Центральное место в этой сцене занимает драматическая баллада Сенты “Встречали ль в море вы корабль” – важнейший эпизод оперы; здесь, как и в увертюре, музыке, рисующей разбушевавшуюся стихию и проклятье, тяготеющее над героем, противопоставлена умиротворенная мелодия искупления, согретая чувством любви и сострадания. Новый контраст – дуэт Эрика и Сенты: нежное признание “Тебя люблю я, Сента, страстно” сменяется взволнованным рассказом о вещем сне “Лежал я на скале высокой”; в конце дуэта, как неотвязная мысль, вновь звучит музыкальная тема баллады Сенты.
Вершина развития второго акта – большой дуэт Сенты и Голландца, полный страстного чувства; в музыке его много красивых, выразительных, распевных мелодий – суровых и скорбных у Голландца, светлых и восторженных у Сенты. Заключительный терцет подчеркивает романтически возвышенный склад этого центрального эпизода.
В третьем акте – два контрастных раздела: картина народного веселья и развязка драмы. Энергичный, жизнерадостный хор моряков “Рулевой! С вахты вниз” близок к вольнолюбивым немецким народным песням.
Включение женского хора вносит в музыку более мягкие оттенки; музыка этого эпизода напоминает вальс – то задорный, то меланхоличный. Повторение хора “Рулевой” внезапно прерывается зловещим пением призрачной команды Голландца; звучит грозный фанфарный клич, в оркестре возникают образы бури. Финальный терцет передает смену противоречивых чувств: в нежную лирическую каватину Эрика “Ах, вспомни ты день первого свиданья” вторгаются стремительные, полные драматизма возгласы Голландца и взволнованные фразы Сенты.
Торжественное оркестровое заключение оперы объединяет просветленный клич Голландца и умиротворенную мелодию Сенты. Любовь победила злые силы.
Краткое содержание Рихард Вагнер. Летучий Голландец