Повествование начинается с описания Невского проспекта, его красот, которые ни один житель “не променяет на все блага”. Описывается проспект утром, когда он еще пуст и на нем можно увидеть лишь рабочий люд, идущий на службу, или сонного чиновника. В двенадцать часов дня на Невский “делают набеги гувернеры” со своими воспитанниками. К двум часам “место воспитанников занимают их родители”, а позже к ним присоединяются и все остальные завсегдатаи этой улицы. Только на Невском можно встретить самые лучшие бакенбарды, усы, платья,
С четырех часов Невский пуст, лишь какая-нибудь швея перебежит его. Но как только наступают сумерки, проспект вновь оживает. Только теперь все не прогуливаются по улице, а бегут.
Два товарища – поручик Пирогов и молодой человек во фраке – разошлись, чтобы догнать красоток, приглянувшихся им на Невском в сумерках. Пирогов самодовольно и самонадеянно полагал, что нет в мире красоты, которая ему не покорится, а потому смело отправился за своей красавицей. Товарищ же его шел робко, желая лишь увидеть дом, в котором живет то прекрасное существо, “которое, казалось, слетело с неба прямо на Невский проспект и, верно, улетит неизвестно куда”.
Этот молодой человек был художник Пискарев, “застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя”. Девушка, которую преследовал Пискарев, оглянулась, ее взгляд выражал негодование, и художник остановился, потупив глаза. Но потом опять пошел за незнакомкой.
Она опять оглянулась, но теперь как будто улыбалась. Так они дошли до четырехэтажного дома, где незнакомка повернулась к художнику и пригласила его жестом следовать за ней. Он пошел по витой лестнице, а в голове роились разные мысли о сбывшейся мечте. Когда они очутились в комнате, Пискарев понял, что этот дом – приют, “где основал свое жилище жалкий разврат”.
Красавица, которую он так долго преследовал, нагло посмотрела на художника, начала болтать всякий вздор, от которого ему стало плохо. Пискарев что было сил бросился бежать прочь из этого дома. Когда Пискарев добрался до своего жилища, уже была глубокая ночь. Он очень долго сидел за столом, размышляя о жизни, о красавице, испытывая к последней жалость. Вдруг отворилась дверь, и вошел лакей в богатой ливрее.
Он сказал, что барыня, которую проводил Пискарев до дома, желает его видеть. Художник едет в дом барыни. Там встречает много гостей. Посреди зала танцует она с кавалером.
Пискарев не может поверить своим глазам. Наконец она подошла к художнику. Он был сам не свой. Она сказала, что объяснит ему, почему она оказалась в столь непристойном месте.
Но в это время кто-то позвал ее. Незнакомка поманила художника за собой. Он пошел, но толпа разделила их.
Пискарев ходил по залам, искал красавицу, но ее нигде не было. Он продолжал поиски, но они были тщетными. Но вот перед его взором стали проступать стены его комнаты.
Оказывается, он спал и ему все приснилось! Он осмотрел свою комнату, которая показалась грязной, нелепой. Пискарев лег в кровать, надеясь увидеть во сне опять ее, но она не приходила.
Лишь на следующую ночь она пришла во сне. И с этого дня сон стал его жизнью. Он спал наяву и жил во сне. Такое состояние ослабило его здоровье, так что сон начал оставлять его вовсе. Пискарев всеми средствами пытался вернуть сон, даже достал опиум.
И средство помогло вновь увидеть ее. Он стал постоянно употреблять наркотик, чтобы увидеть во сне ее и всегда “в положении противуположном действительности”. Однажды ему приснилось, что он в своей мастерской работает, а рядом она – теперь она его жена. И Пискарев решил, что если она одумается, отречется от прежней жизни, он женится на ней.
Художник нашел дом, встретился с незнакомкой, рассказал ей свой план, как она станет его женой, он будет работать, а она вдохновлять его. Но красавица только презрительно посмеялась над словами Пискарева. Ум его помутился.
Он вернулся в свою комнату, четыре дня не выходил оттуда. На пятый день взломали дверь и нашли труп Пискарева с перерезанным горлом. По виду трупа можно было заключить, что Пискарев неудачно перерезал горло и долго мучался, прежде чем умереть. Так погиб бедный художник Пискарев, жертва безумной страсти. Никто не плакал над ним.
Даже его товарищ Пирогов не пришел проститься. Но ему было не до того: “он был занят чрезвычайным происшествием”.
Когда Пирогов расстался на проспекте с Пискаревым, он устремился за милой блондиночкой, которая была “интереснейшее создание”. Сам Пирогов был из тех офицеров, которые могут заставить смеяться статую. Подобные ему не появляются в высшем свете, но на вечере у статского советника или действительного статского советника встретить их можно. Они любят литературу, театр, имеют кабриолет и пару лошадей. В итоге женятся на дочери купца и дослуживаются до полковника.
Пирогов продолжал преследовать незнакомку, иногда занимая ее разговорами. Так они дошли до квартиры мастерового, незнакомка вошла в боковую дверь. Поручик пошел за ней. Он попал в комнату, где сидели Шиллер и Гофман – жестяных дел мастер и сапожник.
Они были сильно пьяны. Пирогов постарался заговорить с мужчинами, но те выгнали его.
На следующий день Пирогов явился в мастерскую, где встретил свою блондиночку. Он говорил ей комплименты, а она грозила, что позовет мужа. Появился Шиллер.
Пирогов заказал у него шпоры, а сам вился около его жены. Шиллер отправил жену на кухню. Пирогову ничего не оставалось, как удалиться, но он не собирался сдаваться.
Как только шпоры были готовы, Пирогов заказал у Шиллера оправу к кинжалу: таким образом он мог чаще бывать в доме блондиночки. Позже Пирогов узнал, что по воскресеньям Шиллер не бывает дома, он решил этим воспользоваться. В ближайшее воскресенье Пирогов зашел к блондинке. Он уже целовал ножку красавицы, когда вернулся пьяный Шиллер с двумя товарищами. Они здорово отделали Пирогова.
Тот в гневе решил жаловаться генералу, но по дороге домой зашел в кондитерскую, затем прогулялся по Невскому проспекту, позже отправился на вечер, где отличился в мазурке, и гнев пропал сам собой.
Заканчивается повесть предостережением: “Не верьте этому Невскому проспекту! Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда… когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде”.
Краткое содержание повести “Невский проспект” Н. В. Гоголя