ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ
1813-1901
Творчество Верди знаменует пору полного расцвета итальянской оперы, оно принадлежит к лучшим достижениям мирового реалистического искусства. Пронизанные пафосом свободолюбия и ненавистью к угнетателям, оперы Верди служили знаменам национально-освободительной борьбы против австрийского ига, которую итальянский народ вел на протяжении XIX века; их постановки сопровождались бурными политическими демонстрациями, подвергались преследованиям полиции. Не случайно современники наградили композитора почетным именем
Вердиевские мелодии – яркие, мужественные, напевные, доходчивые – приобрели популярность народных песен.
Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе, провинции Парма, в бедной семье трактирщика. С детских лет Верди принужден был зарабатывать на жизнь. Он не был принят в Миланскую консерваторию и стал брать частные уроки по композиции, одновременно продолжая заниматься игрой на фортепиано, органе и дирижированием.
Уже в самом начале творческого пути определилась тяга Верди к опере – в этом жанре он создал впоследствии двадцать шесть произведений.
Большой успех пришел к Верди с его третьей оперой “Навуходоносор” , положившей начало целому ряду героико-патриотических сочинений на легендарные и исторические сюжеты, среди которых выделяется “Битва при Леньяно” . Основная идея этих опер – борьба против чужеземного гнета – была чрезвычайно актуальной в канун революции 1848-1849 годов, в условиях бурного роста итальянского национально-освободительного движения. Сюжеты своих опер Верди черпал в произведениях Гюго , Байрона , Вольтера , Шекспира , Шиллера .
На рубеже 1850-х годов начинается центральный период творчества Верди. Его открывают три оперы – “Риголетто” , “Трубадур” , “Травиата” , посвященные утверждению человеческого достоинства и свободы личности, обличению социальной несправедливости. В них полностью раскрылся гений композитора.
Эти произведения особенно глубоко отразили стремление Верди к правде и простоте, к действенности и яркой театральности. В последующих операх – “Сицилийская вечерня” , “Симон Бокканегра” , “Бал-маскарад” , “Сила судьбы” , “Дон Карлос” – Верди с присущей ему творческой неудовлетворенностью взыскательно и настойчиво ищет новых путей, расширяя круг тем, образов и выразительных средств.
Последние оперы – “Аида” , “Отелло” и “Фальстаф” отмечены неповторимым своеобразием. Это – вершина творчества Верди и всей итальянской оперы.
Верди умер в расцвете славы 27 января 1901 года в Милане.
Краткое содержание Джузеппе Верди