ДЕВУШКА С ЗАПАДА
Опера в трех актах
Либретто Г. Чивинини и К. Цангарини
Действующие лица:
Минни, хозяйка бара на прииске Джек Рэнч, шериф Дик Джонсон Ник, кельнер “Польки” Эшби, агент транспортной компании | Сопрано Баритон Тенор Тенор Бас Баритон Тенор Баритон Баритон Тенор Тенор Баритон Бас Бас Меццо сопрано Баритон Бас Тенор | |
Сонора Трин Сид Белло Гарри Джой Хеппи Ларкенс | } | Золотоискатели |
Билли Уокли, его жена Джек Уэлеч Джозе Кастро, метис, из банды Рамереца Почтальон |
Золотоискатели.
Действие происходит в Калифорнии в 1849-1850 гг.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В 1905 году в Нью-Йорке Пуччини присутствовал на премьере драмы Давида Беласко “Девушка с золотого Запада”. Спектакль произвел на него огромное впечатление. Как раз в это время композитор искал сюжет для новой оперы; “Девушка с золотого Запада” привлекла его внимание суровым романтическим колоритом полуцивилизованной Калифорнии в период охватившей ее “золотой лихорадки”. Пуччини задумал создать оперу, в музыке которой воплотились бы образы, близкие героям Брет Гарта и типичные для целого этапа американской жизни.
Либретто по драме Беласко взялись делать поэты К. Цангарини и Г. Чивинини . В 1910 году создание оперы было завершено. Премьера “Девушки с Запада” состоялась 10 декабря 1910 года в Нью-Йорке под управлением Тосканини. Партию Джонсона исполнял Карузо. Спектакль прошел с триумфальным успехом.
На сценах советских театров опера идет под названием “Девушка из Калифорнии”.
МУЗЫКА
“Девушка с Запада” отмечена стремительностью развития действия, яркой театральностью, свежестью музыкального языка и оркестровой палитры. Хотя порой она грешит мелодраматизмом и внешними эффектами, в целом в опере, безусловно, преобладают достоинства.
Вступление концентрирует в себе лирические настроения оперы. Первый акт – широко развернутая жанрово-бытовая сцена. Сольные реплики чередуются с ансамблевыми, речитативные фразы – с краткими восклицаниями. Вставной номер – грустно меланхолическая песня Уэлеча “Вспоминая обо мне, сон теряет мать родная” – выдержан в народном духе.
Большого драматического накала достигают последующие массовые сцены. Перелом наступает в момент выхода Минни, когда в оркестре появляется распевная лирическая тема, рисующая ее пленительный облик. Сцена Минни и Рэнча вначале сдержанна, приглушенно сумрачна; затем партия Рэнча приобретает лирическую окраску , а в речах Минни воцаряется спокойствие . В сцене Минни, Джонсона и Рэнча ведущую роль играет оркестр; он передает внутреннее волнение Минни и Джонсона,.речитативные фразы которых внешне безразличны.
Звучит вальс-бостон эстрадного плана, на него накладываются злобные реплики Рэнча , восклицания хора. Беззаботный танцевальный ритм вытесняется мрачным маршем, на фоне которого разворачивается сцена золотоискателей с бандитом Кастро. Сцена объяснения Минни и Джонсона, начинаясь в спокойных лирических тонах , к заключению акта достигает огромного эмоционального напряжения.
Краткое оркестровое вступление ко второму акту наделено экзотически терпким колоритом, призванным охарактеризовать индейцев. Те же суровые архаические звучания сохраняются в сцене Билли и Уокли . Сцена Минни и Джонсона покоряет широким мелодическим дыханием, искренностью и эмоциональной полнотой. С приходом золотоискателей в музыке возникают тревожные краски.
Скорбное ариозо Джонсона “Позволь мне только слово” сопровождается мелодико-ритмическими оборотами похоронного марша.
Беседа Рэнча и Ника звучит на фоне одиночных, словно застылых аккордов. Последующие ансамблевые сцены носят возбужденный характер. Ариозо Джонсона “Дайте ей поверить” полно отчаяния и скорби.
В сцене Минни с золотоискателями глубоко драматические интонации сменяются жалобными, ласково-молящие – страстными. Заключительный дуэт Минни и Джонсона “Прощай, прекрасная родина, прощай, моя Калифорния” в сопровождении хора носит просветленный, умиротворенный характер.
Краткое содержание Джакомо Пуччини. Девушка с Запада