Краткое содержание Джакомо Пуччини. Чио-Чио-Сан

ЧИО-ЧИО-САН

Опера в двух актах

Либретто Л. Иллика и Д. Джакоза

Действующие лица:

Чио-Чио-сан

Сузуки, служанка Чио-Чио-сан

Пинкертон, лейтенант американского флота

Кэт, его жена

Шарплес, американский консул

Горо, сват

Принц Ямадори

Бонза

Комиссар

Чиновник регистратуры

Сын Чио-Чио-сан

Сопрано

Меццо сопрано

Тенор

Сопрано

Баритон

Тенор

Тенор

Бас

Бас

Без речей

Без речей

Родные,

друзья, подруги и слуги Чио-Чио-сан.

Действие происходит в Нагасаки в конце XIX века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В основе оперы “Чио-Чио-сан” лежит новелла американского писателя Джона Л. Лонга, переработанная Д. Беласко в драму. Увидев пьесу во время своего пребывания в Лондоне, Пуччини был взволнован ее жизненной правдивостью. По его предложению либреттисты Л. Иллика и Д. Джакоза написали на основе драмы оперное либретто. Вскоре была создана музыка. На первом представлении, состоявшемся 17 февраля 1904 года в Милане, опера, однако, провалилась и была снята с репертуара.

Публика не поняла ее содержания и была возмущена чрезмерной продолжительностью второго акта. Пуччини сократил некоторые номера, разделил второй акт на два самостоятельных действия. Исполненная с этими незначительными изменениями спустя три месяца, опера имела триумфальный успех и быстро завоевала прочную репутацию одной из популярнейших современных опер.

Обращение к сюжету из жизни далекой Японии отвечало распространенному в европейском искусстве конца XIX и начала XX веков тяготению к экзотике, стремлению художников обогатить свою палитру новыми красками. Но Пуччини не ставил перед собой специальную задачу воспроизведения в музыке национального японского колорита. Главным для него оставалось изображение трогательной человеческой драмы.

В ее воплощении композитору удалось не только сохранить, но и углубить содержание литературного первоисточника.

МУЗЫКА

Опера “Чио-Чио-сан” – лирическая драма, полно и многогранно раскрывающая образ главной героини. Чередование певучих кантиленных арий и выразительных речитативов, объединяемых в широкие сцены, что вообще свойственно оперной манере Пуччини, особенно характерно для “Чио-Чио-сан”. В музыке оперы использовано несколько подлинных японских мелодий, органично вплетенных в музыкальную ткань.

Первый акт открывается энергичным вступлением. Ария Пинкертона “Скиталец янки” отмечена мужественными, волевыми чертами. Лирическая мелодия ариозо Пинкертона “Каприз иль страсть” звучит пылко и увлеченно.

Упоением любви пронизано ариозо Чио-Чио-сан “Меня сюда недаром призывает”. Большой ансамбль с хором передает контрастные чувства участников: опасения Шарплеса и признания влюбленного Пинкертона, восхищение или разочарование остальных. Смирение и покорность звучат в ариозо Чио-Чио-сан. “Да, пред своей судьбою”. С появлением Бонзы музыка приобретает оттенок зловещей угрозы.

Томной негой дышит дуэт Пинкертона и Чио-Чио-сан.

Начало первой картины второго акта насыщено тревогой и беспокойством. Горестно взволнованная скорбная музыка сопровождает диалог Баттерфляй и Сузуки. Страстной мечтой о счастье исполнена ария Баттерфляй “В ясный день желанный”.

Печальное обращение к сыну “Что придется мне взять тебя на ручки” сменяется задушевным ариозо “Пусть цветы своими лепестками”. Заключительный хор, поющий без слов, передает безмолвие ночи.

Оркестровое вступление ко второй картине 1 своим драматизмом предвосхищает роковую развязку. Следующий за ним светлый и спокойный оркестровый эпизод изображает восход солнца. В музыке терцета запечатлены настойчивость Шарплеса, испуг и отчаяние Сузуки, раскаяние Пинкертона. Грустью исполнено ариозо Пинкертона “Прощай, мирный мой приют”.

Чувством настороженности и тревожного ожидания насыщена следующая за ним сцена. Последнее ариозо Баттерфляй “А я, я иду далеко” проникнуто спокойной решимостью. Скорбно-величественно звучат заключительные аккорды оперы.

1 Эта картина обычно дается как самостоятельный третий акт.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Краткое содержание Джакомо Пуччини. Чио-Чио-Сан