ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР
1791-1864
Мейербер вошел в историю музыкальной культуры как крупнейший представитель романтического музыкального театра Франции. Он утвердил тип пятиактной “большой оперы”, рассчитанной на пышность постановки и зрелищную эффектность. В основе музыкальной драматургии Мейербера лежит принцип впечатляющих контрастов, исторический фон служит красочной декорацией для лирической драмы, в развитии же драмы преобладают сценически выигрышные, живописно-картинные ситуации и положения.
В этом проявилось влияние не только современной композитору романтической эстетики, но и национальных традиций французской оперы.
Джакомо Мейербер родился в Берлине 5 сентября 1791 года в зажиточной семье. Уже в юности, отказавшись от карьеры блестящего пианиста, он всецело посвятил себя композиции и прежде всего музыкальному театру. Однако первые оперы, поставленные в Германии , не имели успеха. Композитор отправился в Италию, где пробыл с 1816 по 1824 год.
За этот период Мейербер овладел стилем итальянской оперной школы и ее корифея – Россини. Новые оперы Мейербера сделали его имя популярным.
В 1827 году, после переезда в Париж, начался центральный период деятельности Мейербера. Первая же парижская опера , показанная с большим успехом, принесла композитору европейскую славу. Однако свое полное и законченное выражение характерные черты мейерберовской “большой оперы” нашли в “Гугенотах” – лучшем произведении композитора.
Эти черты сохраняются в операх “Пророк” и “Африканка” . По-новому дарование композитора раскрылось в опере “Динора” , привлекающей тонким лиризмом и самобытным претворением фольклорного начала.
Мейербер скончался 2 мая 1864 года в Париже во время подготовки к исполнению своей последней оперы “Африканка”.