Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени
6.4. Комедия “Дон Жуан, или Каменный гость”
В 1665 г. создается новая комедия “Дон Жуан, или Каменный гость”. Мольер обращается к опыту Тирсо де Молины, создавшем произведение по легендам о доне Хуане, прекрасном, но коварном любовнике.
Новаторство Мольера заключается в том, что драматург не рассматривает религиозный аспект как Тирсо де Молина. Дон Жуан Мольера – светский человек. В образе подобного
В создании внутреннего конфликта Мольер в большей степени, чем в пьесе “Тартюф”, усложнил образа героя. Изменения Тартюфа были лишь условными. Тогда как в новой пьесе перед нами прежде всего развивающийся герой, движущийся герой. Дон Жуан предстает сначала просто распутником, безнравственным человеком, в конце комедии перед нами появляется лицемер, “не верящий ни в Бога, ни в черта, вообще ни во что”. С каждым своим поступком герой в нравственном отношении падает все ниже и ниже: не признает никакие этические принципы, чувства, понятия порядочности, святости семейных уз, дружбы.
Герой Мольера воплощает в себе противоречивую философию времени: с одной стороны, это величественная возможность человека познать беспредельность мира, дерзость и смелость в подобном устремлении; с другой – ограниченность и узость мысли, настоящая глупость, неразумность, леность и недальновидность отдельной личности.
Сложность создания образа в лице Дон Жуана проявилась в неоднозначности изображения внутренней природы героя. Дон Жуан не просто порочный соблазнитель и негодяй, герой многообразен. Мольер подчеркивает в образе Дон Жуана трагическую опустошенность человеческой природы. Крайний индивидуализм приводит героя к бессмысленности жизни. Все человеческие чувства – любовь прежде всего, милосердие, совесть, страдания, сопереживания – Дон Жуан отвергает, не понимает и не принимает такие проявления в людях.
Герой Мольера принимает за истину одну выгоду в удовлетворении собственных наслаждений. Вступая во взаимоотношения с представителями различных слоев общества – дворянами, буржуазией, крестьянами, слугами, всегда и везде Дон Жуан остается верен себе: перед нами прежде всего глубокий эгоист. Во всех действиях Дон Жуан обнажает свою истинную сущность. Он воплощение антигуманной силы. Поэтому смерть Дон Жуана является логическим разрешением конфликта в пьесе.
Комедия “Дон Жуан, или Каменный гость”