“Жив курилка…” – кричит Кола приятелям, пришедшим посмотреть, помер ли он от чумы. Но нет, Кола Брюньон, “старый воробей, бургундских кровей, обширный духом и брюхом, уже не первой молодости, полвека стукнуло, но крепкий”, не собирается покидать столь любимую им землю и по-прежнему упивается жизнью, даже находит ее “более смачной, чем раньше”. Кола – столяр, у него дом, сварливая жена, четверо сыновей, любимая дочь и обожаемая внучка Глоди. Вооружившись долотом и стамеской, он стоит перед верстаком и делает мебель, украшая
Истинный художник. Кола ненавидит серость и пошлость, каждое его изделие – настоящее произведение искусства. Хорошенько поработав, Брюньон охотно воздает должное старому бургундскому и вкусной еде. Кола радуется каждому прожитому дню, он живет в ладу с собой и так же старается жить и со всем миром.
Но увы! последнее-то как раз удается далеко не всегда. Недавно во Франции умер добрый король Генрих IV, его сын Людовик еще мал, и страной правит вдовствующая королева-регентша Мария Медичи вместе со своими фаворитами-итальянцами. Затихшая было при Генрихе вражда между католиками и гугенотами вспыхивает с новой силой. “Пускай всякий живет себе в нашей Франции и не мешает жить другим!” – считает Кола.
Он согласен со всеми богами и готов распить бочонок доброго вина и с католиком, и с гугенотом. Политика – это забава для принцев, а крестьянам нужна земля. Крестьяне делают землю плодородной, растят хлеб, ухаживают за виноградниками, а потом пьют доброе вино.
Наступает весна, и снова ноет сердце старика Брюньона – никак не может он забыть свою юношескую любовь, рыжеволосую красавицу Селину. Не он один был влюблен в эту спорую на работу и острую на язычок девушку, прозванную Ласочкой. Пришлось тогда Кола даже помериться силой с лучшим своим приятелем, но напрасно: досталась бойкая Ласочка жирному мельнику. Вот спустя много-много лет отправляется Кола поглядеть на свою Ласочку.
И хотя та уже старуха, в глазах Брюньона она прекрасна, как и раньше. Только сейчас узнает Кола, что любила его Ласочка больше всех на свете, да только упряма была, вот и вышла за другого. Но прошлого не воротишь… Но станет ли Кола “дуться на жизнь, как старый дурак, оттого, что это и то не так?
Все хорошо, как оно есть. Чего у меня нет, ну его к чертям!”
Летом в городке Кламси, подле которого живет Кола, вспыхивает эпидемия чумы. Брюньон отправляет семью в деревню, а сам остается есть, пить и веселиться вместе с друзьями, уверенный, что чума минует его дом стороной. Но однажды он обнаруживает у себя при знаки страшной болезни.
Опасаясь, что его дом сожгут, как и все дома, где побывала чума, Кола, захватив любимые книги, перебирается в хижину на своем винограднике. Жизнелюбие Кола, целительная сила земли побеждают недуг, Кола поправляется. “Жив курилка…”
В деревне в это время заболела чумой жена Брюньона, а затем и любимая внучка Глоди. Чего только Кола не делал, чтобы спасти девочку, даже в лес ее носил – чтобы старуха поворожила. Смерть отступила от ребенка, но прибрала к себе жену Брюньона. Похоронив жену и поставив на ноги внучку, Кола возвращается домой – на пепелище. Едва началась чума, старшины покинули город, отдав его на растерзание проходимцам, охочим до чужого добра, И под предлогом, что надо жечь дома, где была чума, бандиты принялись хозяйничать в городе и его окрестностях.
Дом Кола пустовал, с него и начали: все начисто разграбили, а потом сожгли и дом, и мастерскую, и все его работы, что там были. Ничего не осталось у Брюньона. Но он не унывает – иначе он не был бы Брюньоном!
Кола решительно направляется в Кламси – пора навести в городе порядок. По дороге он встречает своего подмастерья, который, рискуя жизнью, спас из горящей мастерской одну из работ Брюньона – фигурку Магдалины. И мастер понимает: не все потеряно, ведь осталась лучшая из его работ – душа мальчишки-подмастерья, которому он сумел внушить такую же, как у него, любовь к прекрасному.
Брюньон поднимает жителей Кламси на борьбу с грабителями. Когда те совершают очередной набег на винные погреба, вооруженные горожане во главе с Кола дают им достойный отпор, и большинство грабителей гибнет под горящими развалинами. А тут и королевское правосудие подоспело, как раз вовремя.
Но мнение Кола таково: “Подсоби себе сам, подсобит и король”.
Наступает осень. Оставшийся без крова Брюньон ночует то у одного приятеля, то у другого – совместная борьба с разбойной шайкой сплотила горожан. Но жизнь налаживается, у всех свои заботы, и Кола приходится поселиться у дочери, которая давно уже зовет его к себе. Но ему хочется иметь собственный угол, и он начинает потихоньку восстанавливать свой дом – сам ковыряет камень в каменоломне, сам кладет стены, не брезгуя, разумеется, помощью соседей.
Но однажды он, оступившись, падает с лесов, ломает ногу и оказывается прикованным к постели -“пойманным за лапку”. И вот “старый хрыч” Кола попадает в полное подчинение к своей дочери Мартине. И незаметно правит всем в доме. А на Крещение у Мартины собирается все семейство Кола – сама хозяйка, четыре сына Брюньона, многочисленные внуки. И хотя у Кола не осталось ни кола, ни двора, он все равно богат – сидит во главе стола, на голове его корона – пирожная форма, он пьет и счастлив.
Потому что “всякий француз родился королем. Здесь я хозяин, и здесь мой дом”.
“Кола Брюньон” Роллана в кратком содержании