В первой половине VII в. Китайское государство представляло собой феодальное государство, главными правителями, которого были Императоры династии Тан (. На VIII и IX вв. приходится необычайно большой взлет китайской поэзии. Лучшими поэтами указанного периода были признаны Ли Бо, Бо Цзюй-и, Ду Фу (поэты эпохи тан, танской), которые в своем творчестве выражали волю народа, также они были продолжателями и наследниками традиций Древней китайской поэзии “Шицзина”, Цюй Юаня, Тао Юань-мина. Таких поэтов как Ду Фу (712 – 770 гг.) и Ли Бо (701 – 762 гг.) ставят
О таком поэте как Ли Бо писал В. М. Алексеев выдающийся российский академик китаевед, что он особо ярко и выразительно описал богатство народного китайского духа. Жизнь Ли Бо окутана множеством легенд. Им восхищалось множество современников того времени и прозвали поэта “небожителем, изгнанным на землю”. Ли Бо был учителем и старшим другом Ду Фу и он восхищался величием своего учителя.
Ду Фу, был первым кто осмелился выразить в китайской поэзии свое бесстрашное слово о недоверии властям. Он писал лирические стихи, как и его предшественники. Ду Фу пережил страшный мятеж Ань Лу-шаня, который был полководцем китайской армии потрясший Китай в 755 году. Пережив тяжелые времена Ду Фу выразил в своих произведениях тяготы своего народа, проживавшего в эти смутные времена. Поэзию Ду Фу, обосновано называют “Историей в стихах” так как в своих трудах поэт выразил исторические факты которые потрясали весь Китай на протяжении десяти лет с 775 года. Войны забирали кормильцев у семей, поборы разоряли крестьян и обо всей этой несправедливости писал Ду Фу, который сам много перенес страданий связанных с этими событиями. В своем стихотворении “Засохшие пальмы” Ду Фу написал “Мне бедствия народа сердце ранят, чиновники забыли слово “жалость”!”, Этими словами и много другими он выступал против сложившейся несправедливой власти, которая ущемляла свой народ. На вопрос как помочь страдавшим людям? Он отвечал в стихах:
О если бы такой построить дом, Под крышею громадною одной, Чтоб миллионы комнат были в нем Для бедняков обиженных судьбой
После смерти Ду Фу через два года в Китае родился еще один легендарный поэт, который продолжил развивать благородную идею защиты своего народа. Данным поэтом был Бо Цзюй-н (772 – 846 гг.) Он был из знатной семьи и занимал при императорском дворе высокие должности но, не смотря на собственное благополучие и достаток, поэт никогда не забывал о народе и его тяжелой жизни. За свои убеждения направленные на защиту своего народа Бо Цзюй-и поплатился собственным благополучием. На одном из собраний при дворе, поэт выразил свое мнение против ущемления народа самому императору, за что был изгнан из столицы на дальние земли государства. При изучении трудов других авторов, были обнаружены интересные сведенья, о том как Бо Цзюй-и, написав стих, читал его незнакомой безграмотной женщине, и если она не понимала какую-нибудь часть стиха, он его переделывал. Поэт хотел, чтобы его стихи были понятны для простого народа.
Стихи Бо Цзюй-и были собраны в циклы “Новые народные песни” и “Циньские напевы”, в которых он говорит о войнах приносящие бедствия, о жестоком голоде, о жадных чиновниках. На протяжении жизни поэта мучает мысль о людях, которые живут рядом с ним в мучениях и нужде, за что он чувствует себя виноватым в их страданиях.
К счастью, меня Миновали мороз и голод. Мне также неведом На пашне тяжелый труд. Но вспомню о тех, И мне становится стыдно: Могу ль я ответить, За что я счастливей их?
Бо Цзюй-и находит своих единомышленников и создает группу китайских поэтов из своих современников, стихи которых направлены на защиту угнетенного народа.
Эта поэзия остается близкой и понятной для современного общества, так как она учит добру и радует нас. Труды китайских поэтов Тао Юань-мин, Цюй Юань, Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюй-и принадлежат всему миру и с сегодняшними мировыми проблемами остаются актуальными так как войны и голод, в различных уголках мира продолжают вспыхивать.
Классическая поэзия Китая