Каков смысл названия поэмы А. А. Блока “Двенадцать”?

Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола, которые подолгу бродили под окнами дома, где жил поэт, в мечтах заполучить хотя бы один его автограф, принадлежал к школе отечественного символизма. Все его стихи были пропитаны метафизическим восприятием объективной реальности, благодаря чему приобретали неизменный “блоковский” оттенок

“жизни в безжизненном”. Блок наделял способностью ощущать, воспринимать окружающий мир вещи, неспособные к этому по определению.

Кроме того, поэт вводил в повествование некие знаки – числа, цвета, которые, не будучи связанными с действием непосредственно, придают ему свойство сюрреалистичности и вносят некий личностный подтекст. Наиболее полно и многогранно все эти черты поэзии Александра Блока отразились в его посвященной Октябрьской социалистической революции поэме “Двенадцать”.

С первых же слов Блок обращает внимание читателя на цветовую гамму событий:

Черный вечер.

Белый снег…

Черное, черное небо…

Символами добра и зла, правды и лжи, духовности и нечисти всегда считались эти два противоположных цвета. Здесь они также символизируют противоборствующие стороны, но кого в какой цвет окрасить, решает сам читатель. Красный цвет появляется вместе с двенадцатью красногвардейцами:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек…

В зубах – цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Такая карточная масть красного цвета символизирует неволю; это знак заключенных. Эти двенадцать человек добровольно заковали себя в оковы идеи революции, и теперь они свято принадлежат их общему делу, их заветной цели, которая оправдывает любые средства.

При этом белый и красный являются антагонистическими цветами, ибо красный есть символ революции, а белый – монархии. И именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих Иисуса Христа:

Впереди – с кровавым флагом,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Символичным является и звучание революции. Вой вьюги, сопровождающий двенадцать красногвардейцев, лай “пса голодного” как символа старого мира в глазах революционеров, постоянные выстрелы: “трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!” – все это музыка революции, атональная и неритмичная. Подобной неритмичностью и атональностью отличается и построение поэмы. Также Блок вводит сугубо народные мотивы, частушки, символизируя стихию революции как праведный народный гнев, вышедший из берегов и бушующий, неподвластный, варварский, но все равно истинно народный:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!..

Но, пожалуй, самым символичным в поэме “Двенадцать” является ее название. Это число, подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстает перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”, это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несет вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершенности и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать.

Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с ее названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:

..И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они свято верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое коммунистическое будущее “огнем и мечом”. Далее читатель узнает имена двух из двенадцати:

Стой, стой!

Андрюха, помогай!

Петруха, сзаду забегай!..

Имена эти тоже весьма символичны и еще ближе подводят читателя к главному смыслу названия поэмы. Кульминация и одновременно развязка наступают в последней строке: “Впереди – Иисус Христос”. Двенадцать красногвардейцев – это двенадцать апостолов, проповедников нового учения. Коммунизм для них – новая религия.

Они верят в нее, не требуя логического доказательства ее истинности. “Верую, ибо абсурдно”, – говорил Тертуллиан. Двенадцать апостолов-красногвардейцев, несущих революцию в массы, – вотсимволический образ, ставший стержнем великой поэмы Александра Александровича Блока “Двенадцать”.

В “Повести о Великом Инквизиторе” – одной из глав романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” – описано, как Христос возвратился на Землю, дабы посмотреть, что стало с людьми после того, как он даровал им свое учение. И узрел Иисус костры инквизиции, на которых безжалостно сжигали еретиков. Во имя Христа отнимались человеческие жизни, да и сам Сын Господний едва избежал языков пламени. Вывод напрашивается сам собой: даже столь уникальное гуманистическое учение, как христианство, может быть искажено до неузнаваемости.

И тем более подобная участь постигает все остальные идеи. Поэтому если во главе какого-то нового начинания стоит сам Иисус Христос, это совсем не означает, что идущие за ним двенадцать апостолов смогут объективно и праведно следовать этому начинанию.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Каков смысл названия поэмы А. А. Блока “Двенадцать”?