Поэт Борис Пастернак – лирический живописец. Огромное количество его стихов посвящено природе. В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта, на мой взгляд, главная тема его поэтического творчества. Пастернак точно так же, как в свое время Тютчев, испытывает чуть ли не религиозное удивление перед “божьим миром”.
Так, по словам близко знавших его людей, любил называть Пастернак кипящую вокруг жизнь – именно “божий мир”.
Известно, что почти четверть века он прожил в Переделкине на
Те читатели, которые, как я, любят стихи этого поэта, знают, что у него нет разделения на живую и неживую природу. Пейзажи существуют в его стихах на равных с жанровыми лирическими картинами бытия. Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на пейзаж, но и взгляд природы на него.
Явления природы в стихах поэта приобретают свойства живых существ: дождик топчется у порога “скорей забывчивый, чем робкий”, иной дождик у Пастернака ходит по просеке “как землемер и метчик”. Гроза у него может угрожать, как злая женщина, а дом себя чувствует так, как человек, который боится упасть.
Пастернак наделяет дождик качествами поэта, и дождик пишет стихи:
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго до зари
Крапают с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.
Звукопись передает нашему слуху звуки, издаваемые настоящим дождем.
Порой пейзаж у Пастернака принимает глобальные размеры, близкие по масштабам стихам Маяковского. В первозданности красок предстает перед читателем Урал в стихотворениях “На пароходе”, “Урал впервые”. Есть у него и зарисовки Севера – “Ледоход”, “Отплытие”.
Но более всего берут за душу стихи, в которых Пастернак изображает природу близ Москвы. Он навечно подарил нам своих стрижей, грозы, запах ландышей и сосен:
Недавно этой просекой лесной
Прошелся дождь как землемер и метчик.
Лист ландыша отяжелен блесной,
Вода забилась в уши царских свечек.
Взлелеяны холодным сосняком,
Они росой оттягивают мочки,
Не любят дня, растут особняком
И даже запах льют поодиночке…
Мне очень нравится сборник стихов Пастернака “На ранних поездах”. В этой книге поэт открыл для себя и новые поэтические горизонты, и обновленную утонченным чувством природу.
С такой волшебной силой создавал на холсте свои пейзажи, пожалуй, только Куинджи.
Заметил я и то, что поэт изображает пейзажи, словно строит сюжет сказки:
Глухая пора листопада.
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо,
У страха глаза велики.
Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает ее перед сном,
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.
Пастернак, кроме всех прочих его литературных заслуг, всегда будет волшебной сказкой для нас в своих стихах о родной природе.
Каким предстает мир природы в лирике Пастернака?