В повести известного белорусского писателя Василя Быкова “Обелиск” содержатся интересные соображения сельского учителя: “Теперь к каждой науке приставлен специалист-предметник и каждый добивается наилучших знаний по своей специальности. И потому, скажем, математичке какой-либо бином Ньютона в сто раз дороже всей поэтики Пушкина или человековедения Толстого. А для языковеда умение обособлять деепричастные обороты – мерило всех достоинств школьника.
За эти свои запятые он готов ребенка на второй год оставить и в институт
Можно ли наше время быть образованным человеком, не читая Толстого? Да вообще, можно ли быть человеком?”
Вполне вероятно, что далеко не все согласятся с таким мнением. Что ж, отличный повод для спора, для полемики. Ведь в споре, как известно, рождается истина.
Во всяком случае утверждение, что в наши дни нельзя быть образованным человеком, не читая Толстого, представляется нам совершенно справедливым.
Лев Толстой прожил долгую жизнь. Будущий автор “Войны и мира” родился в 1828 г., т. е. еще при жизни Пушкина. Детство Толстого прошло в Ясной Поляне. Он рано лишился родителей.
Получив домашнее образование, Толстой поступил в Казанский университет по разряду “арабско-турецкая словесность”. Впрочем, восточными языками он занимался не долго; вскоре юноша перешел на юридический факультет, но не закончил и его.
Судя по всему, Толстого больше привлекала практическая деятельность. Он возвращается домой, в Ясную Поляну, не оставляя мысли о самообразовании, которым занимался всю свою жизнь.
В 1851 г. Толстой отправляется на Кавказ, где поступает на военную службу. Примерно в это же время он начинает писать. Первое свое законченное произведение – повесть “Детство” – он посылает в “Современник”. Редактор журнала сразу же оценил талант молодого писателя и напечатал повесть, даже не зная подлинной фамилии автора.
Затем последовали новые публикации. Между тем Толстой добивается перевода в Крым, так как там начиналась героическая оборона Севастополя.
После окончания Крымской войны Толстой приезжает в Петербург. Там его ожидает восторженный прием: многие уже успели оценить талант писателя.
В дальнейшем Толстой живет преимущественно в Ясной Поляне, где и созданы его крупнейшие произведения.
Писатель не мог оставаться в стороне от тех вопросов, которые особенно остро обсуждались в пореформенный период: о судьбах народа, его роли в истории, об ужасающих условиях жизни крестьян. В начале 80-х гг. он заявляет о своем решительном переходе на позицию трудового народа. С огромной силой нравственного убеждения Толстой критиковал любые государственные учреждения, вообще весь аппарат власти, суд, церковь. Перед людьми, считал он, стоит главная задача: усвоить, принять многовековой мир народной мудрости и религиозной веры, которая одна только в состоянии дать ответ на важнейшие вопросы о назначении человека, о смысле жизни и т. д.
Толстой в числе прочих установлений критиковал и церковь, однако он был религиозным человеком. Нет ли здесь противоречия? Противоречия нет, так как церковь и религия – разные понятия. Религия – это вера в Божественное начало, а церковь – религиозная организация со своими уставами, правилами, ритуалами, обрядами, церковными чинами и т. д.
Ведь можно каждый день ходить в церковь, весь дом уставить иконами, а в Бога не верить. Толстой же в церковь не ходил, икон в доме не держал, но в Бога веровал. Главный грех церкви Толстой видел в ее участии в том общественном порядке, который был основан на насилии и угнетении.
Тогдашняя официальная церковь не могла простить великому писателю его критики, и в 1901 г. решением Святейшего синода он был отлучен от церкви.
Суть учения Толстого сводилась к проповеди любви и непротивления. Со злом в жизни бороться можно и должно, но не с помощью методов физического насилия. Поэтому Толстой был решительным противником революционных действий.
Только нравственное убеждение, нравственное самоусовершенствование каждого человека может в конечном счете привести к преобразованию общества, к исчезновению эксплуатации, войн, насилия, вообще зла на земле.
Весь мир прислушивался к голосу яснополянского мудреца. Со всех сторон света получал он письма, к нему шли люди в надежде обрести нравственную помощь, получить совет, найти ответы на самые главные, самые мучительные вопросы: как же надо жить? Как избавиться от зла?
Зачем дана нам жизнь и как достойно встретить смерть?
Нашел ли сам Толстой ответы на все эти вопросы? Может быть, и не нашел, но он всю жизнь искал их и не мог, не хотел останавливаться в этом поиске.
“Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.
Толстой написал это в 1857 г. А уже незадолго до смерти, перечитав эти строки, он заметил в своем дневнике, что и теперь не сказал бы ничего другого…
Итак, можно ли прожить без Толстого? Без очаровательной Наташи Ростовой, правдоискателя Пьера Безухова, пленительной и грешной Анны Карениной, без толстовской мудрости, без его суровых уроков!? Увы, можно. Но это означает сознательно лишить себя великой радости приобщения к лучшим достижениям мировой культуры. Можно прожить и без Пушкина, и без Чайковского, и без Репина.
Но мы ведь люди. Должно же это нас к чему-то обязывать?
“Как прожить без Толстого?”