Глава 4. Пьер Корнель и классицизм
4.1. Исторические и философские предпосылки классицизма
Развитие французской литературы начала 17-го столетия неразрывно связано с происходящими событиями Франции и Европы данного времени. Тому способствовали следующие этапы: 1) на зарождение литературы, ее новой идеологии влияла историкополитическая ситуация.
Во-первых, это разрушение феодальных порядков и усиление роли буржуа, укрепление абсолютизма (роль кардиналов Ришелье, Мазарини, усилия Людовика XIV). Вовторых, шло утверждение классицизма
Философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий актуальному состоянию естествознания, но и полностью определяющий направление его развития. Философ исходит из требования, что мысль должна начинать с себя (cogito ergo sum). Декарт выдвигает принцип сомнения как определяющее значение в познании мира. Сомнение Декарта – это не скепсис и не цель, а средство познания мира. Вся предшествующая философская основа, сложившаяся авторитетом церкви, была отвергнута ученым. Декарт соединяет научное и духовное познание. Это природа дуализма с позиции философа, основы которого в соединении высокого духовного начала человека с его с физическим планом – внутренней сущностью, собственно материей индивида.
Отсюда направленность французского классицизма: отражение внутренней борьбы в самом человеке, когда личность раздвоена между разумом и страстью. Поэтому в этом отношении предметом изображения в литературе должно было становиться только нечто объективное, всеобщее, то, что касалось всех, а не отдельной личности.
Одновременно с рационализмом во Франции получает свое распространение философия Пьера Гассенди. В отличие от рационалистической философии Декарта данное направление развивало материалистические аспекты философского освоения мира, но в иной форме, нежели вековая традиция материалистов. В своих выступлениях Гассенди критиковал философию Декарта (это труды “Метафизическое исследование против Декарта”, “Метафизическое исследование, или Сомнения и возражения против метафизики Декарта”).
Взгляды Гассенди во многом связаны с духовным наследием Ренессанса. Гассенди выступает против церковного аскетизма, схоластики, подавления чувственной природы человека. Опираясь на труды античных философов (прежде всего исходя из учения Эпикура), Гассенди оспаривает у Декарта вопрос о преобладании разума над естественными человеческими потребностями и свойствами человеческой души вообще. В сущности, взгляды Гассенди склоняются к философии сенсуализма.
Таким образом, поэтика классицизма подчинялась философии Нового времени; строго нормативной, иерархичной прежде всего в родо-жанровом отношении, художественной образности, стилистическо-языковой картине и т. п., исходя из основ разума. Поэтому античность (основанная, с точки зрения классицистов, именно на разумном начале), ее вечные образы, темы, мотивы являлись главными ориентирами для искусства, литературы Нового времени.
Исторические и философские предпосылки классицизма