Продолжая работу над начатым на юге романом “Евгений Онегин”, Пушкин написал в Михайловском четыре главы, в которых дал реалистические картины помещичьей жизни и быта народа. Другим крупным реалистическим произведением, над которым Пушкин работал с конца 1824 по конец 1825 года, была трагедия “Борис Годунов”.
В этой трагедии Пушкин воскресил “минувший век во всей его истине”, достигнув подлинного историзма.
Какие же силы влияют на ход истории? Декабристы, решая эту проблему, исключительное значение придавали личностному
Потому-то декабристы и считали возможным совершить революцию в интересах народных масс.
Писатель и историк Н. М. Карамзин доказывал, что ход исторических событий зависит от усилий самодержавного правительства. Пушкин в своих взглядах резко разошелся и с декабристами, и с Карамзиным. Он признавал движущей силой истории народные массы.
Каковы же взаимоотношения царской власти и народа? Эта острая проблема была поставлена в трагедии “Борис Годунов”. “Что развивается в трагедии? Какая ее цель? Человек и народ.
Судьба человеческая, судьба народная”, – отвечает Пушкин.
Итак, судьба человека, кто бы он ни был, простой смертный или царь, связана с народом, обусловлена стихией народной жизни. Как же нужно писателю изображать народ и отдельного человека? Беспристрастно, объективно, следовательно, правдиво. “Что нужно драматическому писателю?” – ставит вопрос Пушкин – и отвечает: “Философия, бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения, никакого предрассудка, любимой мысли…”. Что значит “никакой любимой мысли”?
Это значит, что писатель должен показывать не то, что он хотел бы видеть в прошлом, а то, что было в действительности.
На основе этих принципов и создавался “Борис Годунов”.
Историческая тема в трагедии “Борис Годунов” А. С. Пушкина