В критике 70-х гг. XX в. высказывалось мнение, что Толстой написал не один, а два романа: об Анне и Левине. Писатель с этим решительно не соглашался. Он отвечал: “Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях лиц, а на внутренней связи”.
Такая внутренняя связь существует между Анной и Левиным, который тоже мучительно и напряженно ищет возможность жить без фальши и лжи, без всякого обмана себя и других.
Анна и Левин знакомятся друг с другом лишь в самом конце романа. Их сюжетные линии развиваются параллельно, почти не пересекаясь.
Анна противостоит Левину, но как человек трагической судьбы – человеку, нашедшему, как ему кажется, выход из подстерегавшей его трагедии.
Образ Левина может быть назван автобиографическим не столько в смысле частичного совпадения жизненных обстоятельств, сколько по сходству идейно-нравственных исканий, характерных как для самого писателя, так и для всех его любимых героев – начиная с Нехлюдова в “Утре помещика” и кончая Нехлюдовым в “Воскресении”.
Сначала интересы Левина сосредоточиваются в области практической помещичьей деятельности. Он начинает с того, к чему приходит Николай Ростов в эпилоге “Войны и мира”. Но если Ростов полностью удовлетворен своими отношениями с крепостными крестьянами, то Левин уже понимает всю ложность “игры” в доброго барина. Хозяйственная деятельность приносит ему лишь острое чувство разочарования.
Он не может не ощущать справедливость слов своего брата Николая: “…ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею”.
Почему далеко не все получалось у Левина? Толстой отвечает: “Трудность состояла в непобедимом неверии крестьян к тому, чтобы цель помещика могла состоять в чем-либо другом, чем в желании обобрать их сколько можно”. Нет взаимного доверия и взаимного понимания.
Эта ситуация была впервые обозначена писателем в “Утре помещика” , затем она же отразилась в сцене Богучаровского бунта в “Войне и мире”. Нечто подобное происходит и в “Анне Карениной”.
Из тяжелого душевного состояния Левина, не раз уже думавшего о самоубийстве, выводит случайно услышанный им рассказ о старом крестьянине Платоне Фоканыче, который “для души живет. Бога помнит”. Подобно тому, как некогда Пьер Безухов был потрясен встречей с Платоном Каратаевым, так и теперь слова о “праведном мужике” Платоне Фоканыче произвели на Левина “действие электрической искры”. Ему кажется, что он нашел смысл жизни, что социальные проблемы можно решить с помощью религии, ибо найден “несомненный смысл добра”.
Характерно размышление Левина, что найденный им ответ на мучающие его вопросы он узнал “не разумом, а это дано мне, открыто мне, и я знаю это сердцем, верую”.
Знаменательно, что роман заканчивается словами Константина Левина, подводящими итог произведения: “…жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от того, что может случиться со мной, каждая минута ее – не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!”
Искания Константина Левина: “…Надо жить для правды, для Бога”