Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав. А. С. Пушкин
Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасет мир”. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в самом себе. И в этом нам помогает природа, она дает
духовные силы, как родник усталому путнику в знойный день. Пушкин писал роман
Из юноши он превратился в окончательно сложившегося зрелого человека и мощного художника. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую
действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных рабов. Они услышали живую, разговорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа.
На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. В поэтическом наследии Пушкина поражает большая разносторонность его дарования. Изображая пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты в каждой картине дает свое особенное, порой неуловимое обычным глазом, понимание.
Пейзаж у Пушкина не бесчувственный обрез он имеет свой символ, свой смысл. Он пишет: “Иные нужны мне картины люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор…” Перед Пушкиным – жизнь и
Ее повседневная проза. Уже в первых главах-“Евгения Онегина” дана зарисовка столицы и отношение к ней самого автора. “Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Новы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель. Там некогда гулял и я, но вреден север для меня!” Этой небольшой фразой Пушкин иронично намекает на свою
ссылку, в которую он отправился не по своей охоте. Море, буйная стихия вдохновляют Пушкина. Он точно дает зарисовку своего мятежного духа, отдаваясь воспоминаниям молодости:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурною чредою,
С любовью лечь к моим нoгaм.
Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, не был на юге, природа быстро надоедает ему, как и все на свете. Попав в деревню, Онегин только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом снова хандрит.
Пушкин пишет? “Два дня ему казались новы уединенные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья.
На третий роща, холм и поле его не занимали боле, потом уж наводили сон, потом увидел ясно он, что и деревне скука та же”. Отчего же природа не вылечила Онегина? Выросший в свете, который успел своим ядом отравить его, Онегин не был поэтически тонкой натурой, как Ленский, он был ценителем женской красоты, но часто красота внешняя не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин, развратившись и пресытившись любовью, быстро остывал.
Ум его требовал пищи, а пищи вокруг он не видел, душа его молчала. Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней
целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа.
Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: “Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины: в глуши звучнее голос, лиры, живее творческие сны”. И далее Александр Пушкин продолжает:
“Цветы, любовь, деревня, праздность.
Поля! Я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”.
Татьяна близка Пушкину тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она “дитя природы”. Многие писатели заметили, что девушки, выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте.
“Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”, а Татьяна жила рядом, среди красот русской природы, где “стада бродили по лугам” и “сени расширял густые огромный, запущенный сад”. Какая идиллия! Какой отдых для творчества!
Странная судьба героев, казалось бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять то, чем жила эта героиня. Пушкин о Ленском пишет; “Он рощи полюбил
густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну”. Это все очень близко Татьяне, она воспитана на этом романтизме и мечтательности.
Но Ленскому дает вдохновенье Ольга, он приписывает ей черты, которые выдумал сам. Мила, прелестна, но не более того. Внутренне пустая и недалекая, она казалась Ленскому другой. Он боготворил в ней то, что ему хотелось видеть, то есть “невинной прелести полна , она цвела, как ландыш потаенный, не знаемый в траве
глухой ни мотыльками, ни пчелой”, а вместо ландыша оказалось, что вырос глупенький сорнячок, который “он любил, как. в наши лета уже не любят, как “одна безумная душа поэта еще любить осуждена”. Сон Татьяны неожиданно оказался пророческим, в котором ей приснилось, что Онегин поверг Ленского. Татьяна чутка, у нее хорошо развита
интуиция, я думаю, что эту часть души она получила от матери-природы и одиночества. На всю деревенскую природу; на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму – Пушкин смотрит глазами Татьяны. Благодаря ей любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне, желания при виде падающей звезды или поэзия русских святок со старой песней о затерянном мужицком рае.
Поэтические отражения природы в “Евгении Онегине” просто великолепны. “Как грустно мне твое явленье, весна, весна! Пора любви! Какое томное волненье в моей душе, в моей крови”, – пишет автор. Все эти лирические отступления помогают нам глубже увидеть героев и эпоху, понять душу самого автора, почувствовать красоту окружающей
природы, ощутить полноту и краски всей нашей жизни. Белинский очень точно заметил, что Пушкин чувствует бег времени, он выражает лучший тип русского национально характера своей эпохи. Душе поэта чужда кастовая изоляция и духовная ограниченность.
Богатая духовная жизнь поэта позволяла ему открывать таящуюся в природе красоту.
Пейзаж очень важен в романе, через него Пушкин дал психологически верные портреты героев, донес до нас дух времени. Картины природы в творчестве Пушкина служат превосходным средством воспитания любви к Родине, потому что можно любить лишь – ту землю, ту красоту, среди которой вырос. Милые сердцу картины не забывается никогда,
как никогда нельзя забыть детство. Природа делает нас нравственно чище. В “Евгении Онегине” Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил. Говоря об идейном значении реалистического пейзажа Пушкина, критик Томошевский, написавший ряд замечательных работ о поэте, отметил, что “точность описаний, отказ от жеманства, правдивость отличает поэзию Пушкина и ставя ее в первый ряд по грандиозности изображения русской природы”. Писали до Пушкина и после Пушкина, но соперничать с ним не решался никто.
Пушкин – гений, об этом знает весь мир.
Идейное значение картин русского пейзажа в романе “Евгений Онегин”