Рассказ “Старуха Изергиль” (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма.
Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и о Данко. Горький идейно и художественно многообразен, он сочетает в своем творчестве черты реализма и романтизма.
Писатель в небольшом по объему произведении ставит главные вопросы человеческой жизни. Что есть свобода
Образ Ларры – это решительное осуждение индивидуализма. Двадцатилетний юноша – сын орла. “…Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”. Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общежития. Преступление, совершенное им, обрекает его на всеобщее презрение, на одиночество. “Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость! Таковы нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России рубежа ХIХ-ХХ веков много приверженцев, зачитывавшихся книгами известного немецкого философа Фридриха Ницше.
Старуха Изергиль – реальный человек, проживший долгую жизнь. Есть в героине что-то от Ларры и что-то от Данко. Плохое и хорошее рядом. Среди возлюбленных Изергиль разные люди: и подлец шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”. “А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..” – признается она. Подлинная духовность – вот отличительная черта героини. Именно в уста Изергиль вложена удивительная легенда о Данко, сердце которого загорелось великой любовью к людям.
История о Данко оформляется романтическими описаниями природы. Сказочные голубые огни, вспыхивающие в черной и страшной степи, – это искры от горящего сердца Данко.
“Старуха Изергиль” – романтический призыв к служению людям. Горький вкладывает в уста героини такие слова: “Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где они?.. И красавцев становится все меньше”. Это лермонтовская тема, развитая в стихотворении “Бородино”: “Богатыри – не вы!” “Но тут явился Данко и спас всех один”.
Данко, как и всякий романтический герой, вырастает из контраста. Волю героя Горький противопоставляет безволию толпы (теория героя и толпы). Данко напоминает мне легендарного Прометея. Однако перед нами не древнегреческий бог или титан, а гармоничный человек, смелый красавец, отдавший сердце свое людям.
Для описания духовного подвига Данко Горький активно использует вопросительные и восклицательные предложения. “Что сделаю я для людей?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…”
Образ горящего сердца это символ жертвенного служения человечеству. Данко – романтический антипод Ларры. “И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море света и чистого воздуха, промытого дождем”. Но свобода людей оплачена высокой ценой – жизнью героя. Так решается в рассказе “Старуха Изергиль” проблема свободы, проблема освобождения…
Идея жертвенного служения людям, как мне кажется, сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль. Проповедники этой идеи стали требовать жертвы не столько от себя, сколько от других людей. Устарела, на мой взгляд, и теория героя и толпы. Никакой герой не спасет нашу страну от кризиса. Время веры в героев должно пройти. Нам необходимо сейчас нормальное демократическое общество, которое не ждало бы появления нового Данко и не требовало бы новых кровавых жертв.
Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”