Идейно-художественное своеобразие поэмы
Построение и язык поэмы призваны утвердить новую форму, соответствующую ритму и содержанию новой жизни (1 глава). Поэт хочет воспеть событие эпического масштаба, но событие это в его понимании настолько огромно, что соответствовать ему может только новая форма – “телеграфный стиль”. Поэта не интересует субъективное мнение отдельного человека, он “пьет из источника” по имени “Факт”. Таким образом, поэт сразу претендует
на: а) новаторство в области литературного языка; б) большую объективность в сравнении со своими предшественниками. В первых главах перед нами разворачивается широкая картина революционных событий. С хронологической точностью поэт воспроизводит все, чему был свидетелем. Поэт не высказывает напрямую своих суждений, он излагает факты. Но сам подбор фактов наглядно демонстрирует политическую ориентацию автора (например, разговор престарелой Кусковой с Милюковым, описание бегства Врангеля из Крыма и т. д.). В произведении Маяковский широко использует такие приемы, как гипербола (описание кровопролитного сражения за Зимний дворец, хотя на самом деле при штурме не погибло ни одного человека – только двое были раздавлены в сутолоке), гротеск (портрет Керенского, картины его “правления” и проч.). Таким образом, искажение фактов (пусть и художественное) имеет место. Однако здесь нет противоречия. Для Маяковского понятие “правды” классово. Фактом гигантского масштаба для него является в первую очередь сама революция. Бесспорный факт – рождение нового человека (сознательного, строящего социализм и т. п.), факт для него и то, что эти люди были готовы до последней капли крови защищать свои убеждения. Поэтому для Маяковского не важно, сколько человек реально погибло при штурме Зимнего, ему важна готовность новых людей идти до конца в своей борьбе, и, чтобы проиллюстрировать это, он искажает события, но тем не менее остается верен фактам. Тема социалистического строительства особенно ярко раскрывается в 8-й главе поэмы, посвященной субботнику – трудовому почину, первому движению души сознательного человека. Поэт подчеркивает добровольность решения рабочих, их развитое чувство хозяина, высокую сознательность. Поэт широко пользуется приемом нарочитой тавтологии (“наши вагоны”, “наши дрова”, “на нашем пути”). В понимании рядового коммуниста субботник – это “свободный труд свободно собравшихся людей”. В 15-й главе люди расчищают в мороз железнодорожные пути от заносов, причем делают это добровольно, понимая, насколько стране нужны сейчас их руки. Идеалом и высшим стремлением для поэта является желание жить одной жизнью со страной, “сливаться с массой”, чувствовать себя одним из “многих миллионов”. Это высшее наслаждение для нового человека, поэтому страна, с “которой вместе голодал”, которую защищал, дороже и ближе всех остальных. Характерна в этом отношении глава 9, где противопоставляются два мира – социалистический и капиталистический. Капиталистическому “социальному трутню” противопоставляется сознательный индивидуум, живущий интересами своей страны и общества.