Идейно-художественное своеобразие пьесы “На дне”
1. Связь с эпохой.
В драме отразились противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира и отношение Горького к современным ему философским течениям: его полемика с идеалистической философией Вл. Соловьева.
2. Социальная и философская проблематика.
Изображая “дно”, Горький показывает общество в миниатюре.
Все обитатели ночлежки – в прошлом “бывшие”. Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на
Философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма.
А) Проблема человека связана в пьесе с образом Луки. Идеи Луки сводятся к тезису: “Человек все может – лишь бы захотел”. Сатин продолжает идеи Луки, но считает, что человека нужно не жалеть, а учить пользоваться свободой.
Б) Проблема правды связана в первую очередь с образом Сатина и перекликается с социальной проблематикой. Вопрос о человеке встает, потому что человек унижен (философские искания современной Горькому молодежи). В вопросе о правде Лука и Сатин расходятся, потому что по-разному представляют себе путь, по которому должен пойти человек. Луке близка идея спасительной лжи (притча о праведной земле), а Сатин призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы.
Правоту Сатина подтверждает сюжет пьесы. Сам ход событий опровергает философию Луки: гибель актера, ссылка Васьки Пепла в Сибирь, смерть Анны и общее равнодушие к этому событию. Уход Луки свидетельствует о его поражении. Идеи персонажей не всегда соответствуют занимаемому ими положению., Если взгляды Луки гармонируют с его образом жизни, то идеи Сатина находятся в противоречии с его существованием – в этом заключается специфика философской драмы. Слова о гордом человеке из монолога Сатина на самом деле принадлежат автору. Впрочем, идеал человека сформулирован в пьесе в абстрактной форме.
Пьеса “На дне” продолжает традиции Чехова:
А) Множество сюжетных линий,
Б) Лирический подтекст, “подводные течения” (тюремная песня, отражающая состояние безысходности; вздохи Насти),
В) Речевые характеристики (Лука – язык “житийный”, изобилующий пословицами и поговорками; Сатин – ученые слова и выражения, смысл которых он не понимает; Барон – бедная речь, в которой попадаются иностранные словечки – “мерси”, “леди”).
Идейно-художественное своеобразие пьесы “На дне”