Теоретик акмеизма, один из руководителей созданного в 1911 году “Цеха поэтов” – И. С. Гумилев – родился в семье морского врача в Кронштадте. Детство и юность провел в Царском Селе, где учился в гимназии, директором которой был поэт-символист И. Ф. Анненский, повлиявший на формирование взглядов Николая Гумилева. Позже между И. Ф. Анненским и Н. С. Гумилевым завязалась настоящая дружба. И в феврале 1906 года поэт – символист Анненский дарит свою “Книгу отражений” начинающему поэту Николаю Гумилеву со стихотворной надписью: “…
И
Муза поэта зовет читателя к непознанным глубинам, к “экзотическим” образам. В первой книге намечены основные темы, ставшие в дальнейшем лейтмотивами творчества: тема скитаний, тема поиска истины, тема дьявола. Отличительная особенность поэтики Н. С. Гумилева: соединение, на первый взгляд, несоединимых тем в рамках одного поэтического текста:
Как конквистадор в панцире железном, Я вышел в путь и весело иду, То отдыхая в радостном саду, То наклоняясь к пропастям и безднам.
Николай Степанович, несмотря на некрепкое здоровье, совершил четыре путешествия в Африку: в 1908 году, на стыке 1909 и 1910 г., зимой 1911 и в 1913 г. по заданию Музея антропологии и этнографии Академии наук побывал в последней экспедиции и во время ее собрал редкостные материалы, пополнившие коллекцию Музея. Результатом поездки в 1908 году в Африку стала книга стихов “Романтические цветы” , в которой представлены необычные образы, картины экзотических стран. Например, в стихотворении “Жираф” дан грациозный, красивый образ экзотического животного:
Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
В стихотворении показано двойственное восприятие жизни и мира. С одной стороны, в настоящем “сегодня” лирический герой замечает грустный взгляд своего немого собеседника, который безмолвно слушает экзотическую сказку об “изысканном жирафе” в “тропических садах”, а с другой – читателя поражает изысканность, “грациозная стройность” волшебного животного – жирафа. Немой слушатель Лирического героя и “изысканный жираф” одиноки, хотя и живут совершенно в разных мирах. “Веселые сказки таинственных стран про черную деву, про страсть молодого вождя”, рассказанные лирическим героем, вызывают у собеседницы слезы, так как “слишком долго” жила она в реальном мире, мало фантазировала, мечтала, воображала и поэтому не в состоянии поверить в услышанное. В данном стихотворении Гумилев выступает как поэт-мечтатель, поражающий палитрой красок, звуков, используемых при описании гордого животного:
Вдали он подобен цветным парусам корабля…
Описывая жирафа, поэт употребляет самобытные метафоры, эпитеты, сравнивает облик животного с “цветными парусами кораблей”, а его бег с “радостным птичьим полетом”. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Строка:
…далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф
Является одновременно и важнейшим структурным элементом произведения и в то же время лейтмотивом всего текста.
В сборник “Романтические цветы” вошло известное стихотворение Н. Гумилева о гиене:
… из пещеры крадется гиена. Ее стенанья яростны и грубы, Ее глаза зловещи и унылы, И страшны угрожающие зубы На розоватом мраморе могилы.
Стихотворение сюжетно: описываемые события разворачиваются на фоне экзотической обстановки. В основе композиции поэтического произведения – сопоставление образа “преступной, но пленительной царицы” с крадущейся по могиле гиеной. Поэт натуралистически подробно характеризует образ гиены: “шерсть моя дыбится”, “блещут взоры злыми огоньками”, “носили смерть изогнутые брови”, “запах крови”.
В восприятии лирического героя образ жестокой царицы и зловещего хищника – гиены – сливаются. Данное произведение, как и большинство стихотворений сборника, романтично.
Следующий поэтический сборник Н. С. Гумилева “Жемчуга” завершил путь становления русского поэта – будущего теоретика акмеизма. Здесь продолжает звучать мотив пути, заявленный поэтом еще в ранних поэтических сборниках. В стихотворении “В пути” поэт говорит о единственно возможном решении темы жизненного пути: обращенность человека в будущее, к новым горизонтам, новым свершениям:
Лучше слепое Ничто, Чем золотое Вчера!
Лирический герой на распутье, но судьба зовет его “обрести наконец неотцветающий сад”, бросить вызов дракону, распростертому на “оголенном утесе”. В данном лирическом произведении поэт еще находится в рамках романтического мировосприятия. Лирический герой Гумилева выступает в различных обликах, ипостасях: то “конквистадор в панцире железном”, то “словно раб… униженный, в плену”, то “странный паладин”, то “моряк в пучине”, то “капитан”. Эти многочисленные образы, созданные фантазией автора, действуют в разных экзотических обстоятельствах, но всегда верны некоей высшей инстанции:
Ужель Всевышний так судил И тайну страстного сгоранья К небесным тайнам приобщил?!
В 1912 году был издан сборник “Чужое небо”, в котором принцип равновесия становится составной частью миропонимания Н. С. Гумилева. Его герои проникают в инобытие при помощи смерти, открывают его в проклятой бездне :
Эти воды Богом прокляты! Этим странным рифмам нет названья! Но навстречу жадного мечтанья Уж плывут, плывут, как обещанья, В море ветви, травы и цветы, В небе птицы странной красоты.
Лирический герой Н. Гумилева данного периода занимается поиском истины, это сильный мужественный искатель настоящего, подлинного в “чужом небе”:
Смотрю в века, живу в минутах, Но жду субботы из суббот… …О день, когда я буду зрячим И странно знающим, спеши!
В данный сборник вошли также поэтические произведения, посвященные первой жене Н. С. Гумилева – А. А. Ахматовой. Самое известное -“Из логова змиева”. Образ Ахматовой связан в восприятии лирического героя с “веселой птицей-певуньей”, “колдуньей”, “забавницей”, “своенравницей”. Став поэтом-акмеистом и написав в 1913 году нашумевший литературный манифест “Наследие символизма и акмеизм”, Н. Гумилев все больше внимания уделяет форме, стремясь достигнуть высшей степени совершенства, равновесия во всем, столь ценимого акмеистами.
По свидетельству символиста В. Я. Брюсова: “…Н. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно, обдуманными и утонченно-звучащими стихами. Н. Гумилев не создал никакой новой манеры письма, но, заимствовав приемы стихотворной техники у своих предшественников, он сумел их усовершенствовать, развить, углубить, что, быть может, надо признать даже большей заслугой, чем искание новых форм, слишком часто ведущее к плачевным неудачам”.
В стихотворении “На море” используется традиционный размер – четырехстопный ямб, с чередованием женской и мужской рифмы в конце стихотворной строки. Четкость формы придает отточенность, осязаемость лирическим образом. Читателю нетрудно представить изображенной Гумилевым лирический пейзаж:
Закат. Как змеи, волны гнутся, Уже без гневных гребешков, Но не бегут они коснуться Непобедимых берегов.
В годы первой мировой войны Н. С. Гумилев добровольцем идет на фронт, рядовым в Первый лейб-гвардии уланский полк. В 1914 и 1915 годах поэт был награжден Георгиевским крестом и удостоен звания унтер-офицера, а в 1916 году произведен в прапорщики. Результатом военных переживаний поэта стал поэтический сборник “Колчан” , в котором по-прежнему заявлена идея равновесия. Главными темами поэзии становятся: вечное противостояние Бога и дьявола, готовность принять новую реальность, опирающуюся на любимое прошлое и получающую воплощение в будущем, настоящее же рассматривается как переходный этап, как фундамент для построения грядущего, но человек в этой системе ценностей занимает ведущее место:
Есть Бог, есть мир – они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себе вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога.
Во время войны Николай Гумилев проходит суровую школу взросления. Отныне лирический герой поэта – не пылкий, романтичный юноша, а возмужавший, много познавший человек, который ощущает свою неразрывную связь со всей Россией:
Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей.
Лирический герой верит в божественное предопределение, “что Господне слово лучше хлеба питает нас”. В стихотворении “Наступление” объяснена роль поэта в военное время, когда происходит переоценка жизненных ценностей, меняется мироощущение:
Я кричу, и мой голос дикий, Это медь ударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть. Смерть на поле битвы “ясна и проста”, она не страшит поэта: Есть так много жизней достойных, Но одна лишь достойна смерть…
Поэтический сборник “Костер” свидетельствует о новом этапе в развитии гумилевского акмеизма. Утрачена юношеская пылкость, максимализм, чрезмерная экзотичность, но осталось главное – стремление к познанию истинной сути бытия. “Конквистадор в панцире железном” превратился в человека, созидающего Вселенную. Ранее заявленные поэтом темы развиваются в новом ключе, философски переосмысливаются.
В стихотворении “Я и вы” лирическим героем осознается особенность своего любовного чувства, его непохожесть на остальных:
Да, я знаю, я вам не пара, Я пришел из иной страны, И мне нравится не гитара, А дикарский напев зурны…
Основной композиционный прием стихотворения – антитеза: восприятие жизни лирическим героем контрастирует с традиционным мироощущением. Лирический герой любит экзотический, таинственный мир: водопады, драконов, араба в пустыне, который “припадает к воде и пьет”. Салонная жизнь, “темные платья и пиджаки”, “открытый, протестантский, прибранный рай” чужды герою.
В стихотворении “Природа” образ земли ассоциируется в восприятии лирического героя со “звездою, огнем пронизанной насквозь”. Концовка данного лирического произведения патетична: риторическое восклицание позволяет поэту вести беседу с самой природой:
Земля, к чему шутить со мною: Одежды нищенские сбрось…
Используемый художественный прием олицетворение помогает раскрыть образ земли во всем его противоречии. Размышляя о смысле человеческого существования, поэт пишет стихотворение “Рабочий”, в котором фактически предсказывает свою насильственную смерть:
Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она пришла за мной… Кровь ключом захлещет на сухую, Пыльную и мятую траву. И Господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и горький век.
Слово “рабочий” -“невысокий старый человек” заменено в тексте стихотворения местоимением он. Этот прием придает всему произведению обобщающий характер: человек превращается в покорного убийцу:
Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век.
Образный ряд стихотворения напоминает лирическое произведение А. С. Пушкина “Анчар”, где заявлен тот же мотив: покорность раба в исполнении воли господина и последующая гибель людей от смертельного яда.
8 августа 1921 года Николая Гумилева арестовывают по подозрению в участии в так называемом “таганцевском заговоре” , и через несколько дней русский поэт был расстрелян. Сборник “Огненный столп” – вершина поэтического творчества Н. С. Гумилева – вышел уже после гибели поэта. В стихотворении “Заблудившийся трамвай” лирический герой “заблудился в бездне времен”, но свет грядущего зовет к познанию истинных ценностей:
Понял теперь я: наша свобода Только оттуда бьющий свет…
Пространственно-временные границы произведения расширены: Нива, Нил, Сена, роща пальм, Бейрут, трамвай является той связью, которая соединяет бытие лирического героя с реальным и потусторонним миром. В реальности – любовь к умершей Машеньке, и поэтому сердце лирического героя “навеки… угрюмо”. Размышляя над предназначением поэтического творчества, Николай Гумилев пишет следующие стихотворения: “Слово”, “Шестое чувство”, в которых определяет магическую роль слова:
Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
Поэт видит божественную сущность слова, так как только оно “осиянно… средь земных тревог”. Слову дана особая жизнь, поэтому поэтические произведения бессмертны:
Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами?
Гумилев И. С. – теоретик акмеизма