Говоря о Федоре Михайловиче Достоевском, необходимо сразу сказать о двойственности, противоречивости писателя. С одной стороны – протест против социальной несправедливости, которую автор видел повсюду, против угнетения человека человеком, против власти денег; с другой – проповедь смирения, вера в примирение всех противоречий с помощью христианской религии. Эту двойственность можно обнаружить во всех произведениях Федора Михайловича, но особенно ярко она проявилась в романе “Униженные и оскорбленные”, написанном в 1861 году. К
А. В. Луначарский отмечал, что социальное положение Достоевского, загнавшее его в общественные низы, давшее ему отведать горечь существования униженных и оскорбленных, вместе с его необыкновенной чуткостью, способностью страдать и сострадать не могли не толкнуть его в молодости на путь достаточно яркого протеста, на путь мечтаний о “радикальной реформе всего общественного уклада”. Роман “Униженные и оскорбленные”, отнесенный критиками к “натуральной школе”, отражает боль писателя о человеке, который признает себя не в силах или даже не вправе быть человеком, настоящим, самостоятельным, уверенным в себе. Именно униженные обществом, оскорбленные самыми близкими и, казалось, родными, герои Достоевского страдают и мучаются, плачут и переживают, пытаются найти выход из заколдованного круга, а его и нет.
Действие романа происходит в величественном и прекрасном городе – Санкт-Петербурге. Но мы видим лишь грязные подворотни, квартиры, подобные “сундукам”, крутые темные лестницы. Невежество и страх царят в этих темных углах.
Невозможно себе представить, что здесь может родиться творчество. Начинающий литератор Иван Петрович ради денег наскоро “портит” свои повети, отказываясь от неторопливого писания, он сломлен физичес-ки и морально. Вообще на страницах произведений Достоевского нет здоровых людей. Все страдают какими-то недугами, постоянно больны.
И это вполне закономерно, если учесть условия их жизни. Подавленные морально, они и физически не выдерживают условий жизни. Гибнут в нищете и горе старик Смит, Нелли, ее мать, Иван Петрович.
Достоевский полностью на стороне этих несчастных, уставших от жизни, ждущих смерти как избавления. Писатель-гуманист уверен, что земные страдания вознаградятся им в будущем, в ином мире. Но он не может смотреть равнодушно на муки людей.
И помимо воли писателя выступает его протест на несовершенство общества, живущего не по Божеским законам. Продолжая традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Достоевский своим творчеством боролся против зла, нищеты, духовного и физического вырождения человека. В романе “Униженные и оскорбленные” писатель дал точнейшие психологические характеристики русских типажей несчастных и обездоленных людей. Это и разоренный собственной дочерью старик Смит, умерший одиноким, под забором, гордо отвергнув раскаявшуюся дочь.
И Наташа Ихменева, доходящая в самоотверженной любви до исступления; и Иван Петрович, все понимающий и всех прощающий ради любимой. Достоевский здесь страстно проповедует покорность, доводя ее до абсурда. Писателю не хочется отказываться от своей любимой идеи, но временами он увлекается реалиями жизни и изображает страстных “борцов”, бунтующих против несправедливости, царящей в мире. И это страшный бунт, так как исходит от самых слабых, обездоленных. Они гибнут в своем неприятии несправедливости общественного уклада, но их вызов, брошенный в толпу, зовет за собой остальных.
Так, помимо своей воли писатель-гуманист Ф. М. Достоевский зовет к протесту, неприятию тех законов, по которым живет буржуазное общество.
Говорящие заглавия произведений XIX века