Александр Николаевич Островский – крупнейший драматург прошлого столетия. Его
знаменитые пьесы и по сей день входят в репертуар многих театров России. “Он начал необыкновенно,” – писал о нем И. С. Тургенев. После того, как Островский прочитал свою первую пьесу “Картина семейного счастья”, его сразу же окрестили, “светилом в отечественной литературе”. И сразу перед ним открылись двери всех литературных кружков, а их в то время было около сорока.
Драматург вступил в литературу как народный писатель, как действенный
Купечество отражалось в литературе еще в 18 в., но никогда не показывалось с такой силой обличения с какой показал это Островский. Драматург убедительными, законченными образами своих пьес убеждает нас в том, что вся жизнь, весь быт торгового класса той поры держится на грубом обмане, на плутовстве. Работая над своими
произведениями, писатель, наверное, и не подозревал, как будут актуальны его пьесы в
наше время, когда в стране царит такой беспорядок и жажда накопления любым путем.
“Не обмануть – не продать,” – эта пословица проходит красной канвой через все произведения Островского. Не этот ли девиз правит и в нашей жизни?
Почти все пьесы Островского построены на страданиях и переживаниях героев. И не все
пьесы заканчиваются хорошо. На особом месте стоит пьеса “Гроза” – пьеса с
трагическим концом главной героини Катерины. Действие драмы происходит в тихом
провинциальном городе Калинове. Калинов – это типичный русский захолустный город
того времени, с устойчивыми нравами и привычками, с размеренным образом жизни
всего населения, купцов, мещан и простолюдинов. Островский, как правило, в
своих произведениях описывал жизнь московского купечества. Москва в те годы не
была столицей, вся светская жизнь проходила в Петербурге. А Москва, с ее Замоскворечьем считалась тоже провинциальным городом. Но писатель действие своей пьесы “Гроза” перенес в более тихий городок Калинов.
Этим он хотел показать, что жизнь купечества везде одинакова: и в больших, и в малых городах России. И повсюду она однообразна и скучна, особенно для женщин, живущих, подчиняясь домостроевским порядкам.
Четкого описания города Калинова в пьесе мы не найдем. Но, вчитываясь, можно живо себе представить очертания городка и его. внутреннюю жизнь. Город стоит на высоком берегу Русской реки Волги. Городок небольшой, поэтому с высокой точки берега, где находится общественный сад, видны поля близлежащих селений. Дома в городе деревянные, возле каждого дома есть цветник.
Так было почти везде по России. Вот в таком доме раньше жила и Катерина. Она вспоминает: “Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью.
У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь…”
Церковь – это главное место в любом селении в России. Люди были очень набожны, и церкви отводилась самая красивая часть города. Она строилась на возвышении и должна была быть видна отовсюду в городе.
Калинов не был исключением, и церков в нем была местом встреч всех жителей, источником всех разговоров и сплетен.
Прогуливаясь у церкви, Кулигин рассказывает Борису о порядках здешней жизни: “Жестокие нравы в нашем городе, – говорит он – В мещанстве, сударь, кроме грубости да бедности начальной, вы ничего не увидите”. Деньги делают все – вот девиз той жизни. И тем не менее, любовь писателя к таким городам, как Калинов, чувствуется в неброских, но теплых описаниях местных пейзажей.
“Тишина, воздух отличный, из-за
Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое…”
.Так и хочется очутиться в том месте, пройти по бульвару вместе с жителями. Ведь бульвар – это тоже одно из основных мест маленьких,- да и больших городов. На бульвар вечером выходит на прогулку все сословие.
Раньше, когда не было музеев, кинотеатров, телевидения, бульвар был главным местом
развлечений. Туда мамаши вывозили своих дочерей, как на смотрины,, семейные пары
доказывали крепкость своего союза, а молодые люди выискивали себе будущих жен.
Но тем не менее, жизнь обывателей скучна и однообразна. Людям с живой и чувствительной натурой, таким, как Катерина, эта жизнь в тягость. Она засасывает, как трясина, и выбраться из нее, изменить что-то нет никакой возможности. На этой высокой ноте трагизма и заканчивается жизнь главной героини пьесы Катерины. “В могиле лучше,” – говорит она. Выбраться из однообразия и скуки она смогла только таким способом.
Завершая свой “протест, доведенный до отчаяния”, Катерина заставляет обратить внимание на такое же отчаяние других жителей города Калинова.
Такое отчаянье выражается по-разному. Оно, по обозначению Добролюбова, укладывается в различные типы общественных столкновений: младших со старшими, безответных со своевольными, бедных с богатыми. Ведь Островский выводя на сцену жителей Калинова, рисует панораму нравов не одного города, а всего общества, где человек зависит только от богатства, дающего силу, будь он глупец или умница, дворянин или разночинец.
Мир – “темное царство”, Катерина – “луч света” в нем. Этим подчеркивается
всемирность значения происходящего в Калинове, типичность нравов его жителей,
приводящих к гибели человека.
Город Калинов