Гофман Виктор Викторович родился в Москве 14 мая 1884 года, в семье австрийского подданного, мебельного фабриканта и декоратора. Детство будущего поэта протекало в мирной, культурной семье, не чуждой художественных интересов. Первоначально учился он дома, любил стихи и музыку. Затем поступил в Московское Реальное училище, но пробыл там всего полтора года. Из второго класса училища перешел во второй же класс московской 3-й гимназии, по причине, которая встречается не часто: двенадцатилетним мальчиком сам он, по своему почину, захотел изучать древние
В 1909 г. окончил юридический факультет Московского университета. Гофман еще в детстве начал писать стихи: в печати его стихотворения впервые появились в 1901 – 1902 годах (в детских журналах “”Муравей”, “Светлячок”, “Детское Чтение”). Тут в жизни его настают перемены. Материальные обстоятельства родителей, с которыми он жил, ухудшаются, и Гофману впервые приходится столкнуться с необходимостью заработка. Правда, первое время эта необходимость касается только его личных интересов, так как он продолжает жить у родителей. Но вскоре он уже вынужден стать вполне самостоятельным. Он занимается уроками. И сперва это его даже увлекает. Но в дальнейшем он уже старается устроиться иным путем; настает 1905 год, и Гофман отдастся газетной работе, сотрудничая в “Русском Листке”, “Русском Голосе”, “Свободном Труде”, “Деле и Отдыхе”, “Москвиче”. Он пишет на самые разнообразные темы: о современной поэзии, о художественных выставках, о театре – но больше всего на темы общественные. Политика и общественность очень занимали его в то время. Вот заглавия некоторых его статей, всегда подписанных псевдонимом: “Всеобщее голосование с точки зрения философии”, “Большинство большинства”, “Государство и личность”, “Двухстепенные выборы” и т. д.
В начале 1905 года Гофман Принимал близкое участие в организации художественною и критического журнала “Искусство” и первое время был в нем секретарем. Тогда же был издан и первый сборник стихов Виктора Викторовича Гофмана – “Книга вступлений”. В этом сборнике уже отразилось отчасти дарование Гофмана, но форма еще оставляет желать многого. В 1909 г. Гофман из Москвы переехал в Петербург и занял место редактора в “”Новом журнале для всех””; тогда же он выпустил второй сборник – “Искус”. В этой книге гораздо чаще, чем в первой, можно найти красивые стихи, говорящие об утонченных переживаниях, склонности к мечтам – и вечном самоанализе, о настойчивых, но бесплодных поисках счастья, и связанной с этим неудовлетворенности. Поэтические картины весны нередко сменяются у Гофмана невеселыми осенними настроениями; дышащие бурной страстью стихотворения чередуются с такими, в которых самоанализ разрушает всякого рода мечты и иллюзии. В “Искусе” уже ощущается местами какое-то утомление, как бы охлаждение к жизни и ее благам. После этого Гофман неожиданно бросил писать стихи и перешел к беллетристике, желая в художественной форе передать свои наблюдения над жизнью и людьми – со всеми их страстями, страданиями, безумством, роковыми ошибками. Рассказы Гофмана, напечатанные в различных журналах, вышли отдельной книгой только через несколько месяцев после его смерти (“Любовь к далекой”, 1911). Гофман писал также критические и библиографические заметки (в “Речи”, “Слове”, “Современном Мире”) и занимался переводами с немецкого и французского, переводил на русский язык произведения Генриха Манна и Ги де Мопассана.
Прекрасную характеристику своей устремленности дает Гофман в строках: “Мне безразличны все дороги, что вы избрали для борьбы… Ах, я люблю одни обманы своей изнеженной мечты и вам неведомые страны самовлюбленной красоты”. Испытав влияние Бальмонта, Брюсова, а впоследствии Блока (цикл “Голубая любовь”), Гофман тем не менее остался вне общей, линии символической поэзии. В некоторых отношениях Гофман является предшественником Северянина.
Весной 1911 года отправился в путешествие по Европе. За границей он не оставлял своих занятий литературой, работая над новыми рассказами и критическими статьями. Жизнь Виктора Гофмана неожиданно оборвалась в Париже – 13 августа (31 июля по старому стилю) 1911 года, находясь в состоянии внезапного психического расстройства, он покончил с собой выстрелом из револьвера в своем номере отеля. Он погребен в Париже, на кладбище Bagneuse.
Гофман Виктор Викторович