Литература классицизма оправдывала свой статус “образцового” искусства, предлагая не только образцовые правила, по которым надо писать сочинения, но и “образцового героя классицизма”, который был примером для подражания жителям государства. Поскольку в произведениях классицистов (прежде всего трагедия) обычно действовали античные персонажи или выдающиеся исторические личности (изображать простых людей в высших жанрах запрещалось), то такие образцы адресовали, прежде всего, шляхте, придворным и самому королю.
Правда, разрешалось
Получалось, что литература классицизма в определенной мере последовала сословной монархии, известной Европе еще со времен средневековья. Тогда говорили, что все общество делится на три сословия: на тех, кто воюет (дворянство, шляхта), тех, кто молится (священнослужители), и тех, кто обрабатывает землю (крестьяне). Первых можно было изображать в трагедиях, третьих – в комедиях, а вторых – лучше было вообще не трогать. Мольер и тут рискнул, изобразив лукавство и коварного “священника” в своей комедии “Тартюф”. Произведение немедленно запретили, а когда Мольер умер, то за оскорбление церкви его даже отказывались похоронить по христианскому обряду.
Пытаясь дать рациональный, упорядоченный анализ человеческой психики, классицизм выделял какую-то одну основную черту в человеческом характере. Ударение на такие черты создавало односторонне-целостный характер, такую личность литературного героя, “чтобы от начала и до-конца он имел целостную удачу, /Ему лишь одному присущую и ему соответствующею” (Гораций, “Послание к Пизонам”). Конечно, Герой классицизма как носитель одних доминирующих черт характера или страсти не является изобретением классицистов, а существовал он еще со времен античности (следовательно, и в этом классицисты подражали древним).
Поэтому персонажи произведений классицистов обычно наделены лишь одной-двумя чертами. Положительные, хорошие черты – честность, благородство, верность, деловитость, мужество, талантливость – присущи изображенным Героям античной и национальной истории, только представителям господствующей, управляющей верхушки. Негативные черты – лень, хитрость, коварство, скудоумие, – присущи преимущественно только выходцам из социальных низов. И это есть та самая главная несправедливость классицизма, неуважение трудящегося народа и восхваление управляющего класса.
Герой в литературе классицизма