“Герой нашего времени”, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
Ж. Ю. Лермонтов
Лермонтов выступил как продолжатель традиций русской литературы. Как наследник А. С. Пушкина, он принадлежал к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади. Именно поэтому, по словам Герцена, “Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, мужественная, печальная мысль сквозит в его стихах” – и прозе, добавим мы.
Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале “Отечественные записки”, а потом издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто сказал, что это не сборник повестей и рассказов, а единый роман, который поймешь только тогда, когда прочитаешь все части.
Повести расположены так, что они постепенно “приближают” Печорина к читателю: вначале дан рассказ о нем Максима Макси-мыча (“Бэла”), затем он увиден глазами повествователя (“Максим Максимыч”), наконец, в “Журнале” (дневнике) предлагается его “исповедь”. События переданы не в хронологической последовательности, что тоже входит в художественный замысел. Автор стремится с наибольшей объективностью и глубиной раскрыть характер и внутренний мир героя. Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного психического склада. Раскрытию характера героя подчинены все изобразительные средства романа: портрет, пейзаж, речь героев.
Повесть “Княжна Мери” можно назвать главной в романе, потому что здесь наилучшим образом проявились особенности “Героя нашего времени” как психологического романа. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу, и недаром в предисловии к “Журналу Печорина” сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет “история души человеческой”. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои чувства и мысли, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков. В бессонную ночь перед дуэлью Печорин подводит итоги прожитой жизни: “Зачем я жил? для какой цели я родился?., быть может, было мне назначение высокое, потому что чувствую я в душе силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни”.
У Печорина очень сложный характер: мы не можем не осуждать его за отношение к Бэле, к Мери, к Максим Максимычу, но в то же время сочувствуем, когда он высмеивает аристократическое “водяное общество”. К тому же сразу понятно, что Печорин на голову выше окружающих: он умен, храбр, энергичен, образован. Но он не способен на настоящую любовь или дружбу, хотя сам критически оценивает свою жизнь. Печорин говорит, что в нем живут два человека, и когда один что-нибудь делает, другой его осуждает Эгоцентризм, скептическое отношение к моральным ценностям и, с другой стороны, мощный интеллект, способность к трезвой и беспощадной самооценке, стремление к деятельности при отсутствии жизненной цели – все это свойственно Печорину.
В романе последовательно анализируются его представления о любви, дружбе. Печорин как бы испытывается в разных ситуациях: в любви к “дикарке” (“Бэла”), в любви романтической (“Тамань”), в дружбе со сверстниками (Грушницким), в дружбе с Максим Максимычем. Но во всех ситуациях он оказывался в роли разрушителя. И причина тому не в “порочности” Печорина, а в самом социально-психологическом климате общества, которое обрекает людей на трагическое взаимное непонимание. Автор не судит своего героя и тем более не разоблачает, но анализирует. Судит себя сам Печорин.
Отмечая социальную направленность романа, Чернышевский писал; “Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга”.
Лермонтов не ограничивается зарисовкой “водяного общества”, он расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицерского общества в повести “Фаталист” и отдельными высказываниями героя. Пустое, ничтожное, лицемерное – таким представляется дворянское общество в рассказах Печорина. В этой среде все искреннее гибнет (“Я говорил правду – мне не верили”, – рассказывает Печорин Мери); в этом обществе смеются над лучшими человеческими чувствами. В повести “Бэла” упоминается об одной московской барыне, которая утверждала, что “Байрон был больше ничего как пьяница”. Этой фразы достаточно, чтобы убедиться в невежественности спесивой представительницы света.
Лермонтов приходит к выводу и убеждает нас, читателей, в том, что такое общество не может выдвинуть из своей среды настоящих героев, что подлинно героическое и прекрасное в жизни – за пределами этого круга. И даже если встречаются в этой среде люди особенные, обладающие огромными возможностями, светское общество их губит. Действительность не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности для них найти применение своим силам в условиях 30-х годов, Лермонтов в то же время показывал и пагубность ухода в себя, замыкания в “гордом одиночестве”. Уход от людей опустошает даже незаурядную натуру, а появляющиеся как следствие этого индивидуализм и эгоизм приносят глубокие страдания не только самому герою, но и всем, с кем он сталкивается. М. Ю. Лермонтов, изобразив, по выражению Белинского, “внутреннего человека”, оказался в обрисовке Печорина и глубоким психологом, и реалистом-художником, “объективировавшим современное общество и его представителей”.
“ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” – СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН (вариант 1)