Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе, развернуть эту тенденцию Лермонтову помешала смерть. Изображая свою эпоху, Лермонтов подвергает ее глубокому критическому анализу, не поддаваясь никаким иллюзиям и обольщениям.
Психологический анализ в романе Лермонтова поражает
Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения за окружающими.
Раздвоенность Печорина сквозит во всем, он умен, но эгоистичен, в сущности, все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересуют героя своей сложностью и на время развлекают. Такова история с Бэлой, история победы над Мери. Похожей была психологическая “игра” с Грушницким, которого Печорин дурачит, заявляя, что Мери он небезразличен, чтобы потом доказать его плачевную ошибку.
Печорин рассуждает о том, что “честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а счастье – всего лишь напыщенная гордость”.
Злой рок ведет Печорина по пути страданий. В его душе уживаются жертва и палач. Высокомерно осуждая людей, он осуждает самого себя на нравственные муки.
Лермонтов показывает все слабые стороны своего поколения: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. Реализм “Героя нашего времени” во многом отличен от реализма пушкинского романа. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредотачивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие того или иного героя на какие-либо поступки.
Автор изображает всевозможные переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью и детализированностью, какой еще не знала литература его времени.
Роман “Герой нашего времени” – вершина реализма Лермонтова, исповедь души, метущейся под мундиром. Я считаю Лермонтова предшественником Льва Толстого, ведь именно у Лермонтова Толстой учился приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному мастерству и речевому стилю. Из творческого опыта Лермонтова исходил и Достоевский, однако раздумья Лермонтова о роли страданий в духовной жизни человека, о раздвоении сознания, о крахе индивидуализма сильной личности превратились у Достоевского в изображение болезненной напряженности и мучительных страданий героев его произведений.
Внутренний мир и Лермонтова, и Толстого, и Достоевского бунтует против однообразия посредственности.
“Герой нашего времени” Лермонтова – социально-психологический роман