Герой Нашего Времени, ми- лостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. М. Ю. Лермонтов Лермонтов выступил как продолжатель традиций русской литературы. Как наслед- ник А. С. ПушкинА, он принадлежал к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади. Именно поэтому, по словам Герцена, “Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, мужественная, печальная мысль сквозит в его стихах” – и прозе, добавим мы. Роман “Герой
Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к ним, отозвались край- не негативно. Критики писали, что “Герой на- шего времени” – плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает “в преувеличенном виде пре- зренный характер” главного героя, Григория Александровича Печорина. Также критики писали, что Лермонтов изобразил в романе самого себя.
Узнав об этих замечаниях, поэт написал предисловие ко второму изданию, в котором язвительно высмеял попытки крити- ков поставить знак равенства между автором и Печориным. Также он написал, что “Герой нашего времени” – это портрет всего поколе- ния молодых людей того времени. Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале “Отечественные запис- ки”, а потом издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто сказал, что это не сборник повестей и рассказов, а единый роман, кото- рый поймешь только тогда, когда прочита- ешь все части. Повести расположены так, что они посте- пенно “приближают” Печорина к читателю: вначале дан рассказ о нем Максима Макси- мыча , затем он увиден глазами по- вествователя , нако- нец, в “Журнале” предлагается его “исповедь”.
События переданы не в хро- нологической последовательности, что тоже входит в художественный замысел. Автор стремится с наибольшей объективностью и глубиной раскрыть характер и внутренний мир героя. Поэтому он в каждой повести по- мещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкнове- ниях с людьми различного психического склада. Раскрытию характера героя подчи- нены все изобразительные средства романа: портрет, пейзаж, речь героев. Повесть “Княжна Мери” можно назвать главной в романе, потому что здесь наилуч- шим образом проявились особенности “Героя нашего времени” как психологического ро- мана.
В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу, и неда- ром в предисловии к “Журналу Печорина” сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет “история души человеческой”. В дневнике Печорина мы находим его ис- креннюю исповедь, в которой он раскрывает свои чувства и мысли, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь да- ны и разгадка его характера, и объяснение его поступков. В бессонную ночь перед дуэ- лью Печорин подводит итоги прожитой жиз- ни: “Зачем я жил? для какой цели я родил- ся?., быть может, было мне назначение вы- сокое, потому что чувствую я в душе силы необъятные… Но я не угадал этого назначе- ния, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил на- веки пыл благородных стремлений – луч- ший цвет жизни”.
У Печорина очень сложный характер: мы не можем не осуждать его за отношение к Бэле, к Мери, к Максим Максимычу, но в то же время сочувствуем, когда он высмеива- ет аристократическое “водяное общество”. К тому же сразу понятно, что Печорин на го- лову выше окружающих: он умен, храбр, энер- гичен, образован. Но он не способен на насто- ящую любовь или дружбу, хотя сам крити- чески оценивает свою жизнь.
Печорин гово- рит, что в нем живут два человека, и когда один что-нибудь делает, другой его осуждает Эгоцентризм, скептическое отношение к мо- ральным ценностям и, с другой стороны, мощный интеллект, способность к трезвой и беспощадной самооценке, стремление к де- ятельности при отсутствии жизненной це- ли – все это свойственно Печорину. В романе последовательно анализируются его представления о любви, дружбе. Печорин как бы испытывается в разных ситуациях: в любви к “дикарке” , в любви роман- тической , в дружбе со сверстника- ми , в дружбе с Максим Макси- мычем.
Но во всех ситуациях он оказывался в роли разрушителя. И причина тому не в “порочности” Печорина, а в самом социально- психологическом климате общества, которое обрекает людей на трагическое взаимное непонимание. Автор не судит своего героя и тем более не разоблачает, но анализирует. Судит себя сам Печорин. Отмечая социальную направленность ро- мана, Чернышевский писал; “Лермонтов… по- нимает и представляет своего Печорина как пример того, какими становятся лучшие, силь- нейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга”.
Лермонтов не ограничивается зарисовкой “водяного общества”, он расширяет представ- ление о типичной для Печорина среде пока- зом офицерского общества в повести “Фата- лист” и отдельными высказываниями героя. Пустое, ничтожное, лицемерное – таким представляется дворянское общество в рас- сказах Печорина. В этой среде все искреннее гибнет ; в этом обществе смеются над лучшими человечески- ми чувствами. В повести “Бэла” упоминается об одной московской барыне, которая утверж- дала, что “Байрон был больше ничего как пья- ница”. Этой фразы достаточно, чтобы убе- диться в невежественности спесивой предста- вительницы света.
Лермонтов приходит к выводу и убежда- ет нас, читателей, в том, что такое общество не может выдвинуть из своей среды настоя- щих героев, что подлинно героическое и пре- красное в жизни – за пределами этого кру- га. И даже если встречаются в этой среде люди особенные, обладающие огромными возможностями, светское общество их губит. Действительность не дала Печорину возмож- ности действовать, лишила его жизнь цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою не- нужность. Ставя вопрос о трагичности судь- бы незаурядных людей и о невозможности для них найти применение своим силам в ус- ловиях 30-х годов, Лермонтов в то же время показывал и пагубность ухода в себя, замы- кания в “гордом одиночестве”.
Уход от людей опустошает даже незаурядную натуру, а по- являющиеся как следствие этого индивидуа- лизм и эгоизм приносят глубокие страдания не только самому герою, но. и всем, с кем он сталкивается. М. Ю. Лермонтов, изобразив, по выражению Белинского, “внутреннего че- ловека”, оказался в обрисовке Печорина и глубоким психологом, и реалистом-художни- ком, “объективировавшим современное об- щество и его представителей”.
“ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” – СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН