Девятнадцатый век – век разочарований и краха надежд. Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией. Война 1812 года ознаменовала начало появления первых тайных обществ, оппозиционных правительству. Герои века ищут выхода, ищут пути к гуманизму.
Новые романтики, почувствовав свободные веяния Запада, жаждут свободы, их угнетает положение крестьян, они ужасаются отсталости страны, в которой живут.
Светские вечера, пустые сплетни, ничего не значащие разговоры – это среда, воспитавшая героев романа
Жизнь прожита, а идеал не достигнут. Пьер Безухое – тоже ищущий герой. Он кутит в свете, потом становится масоном и пытается помочь своим крепостным.
Но все напрасно. И лишь война, нарушившая все и сломавшая не одну судьбу, лишь это бессмысленное, зверское убийство сотен тысяч людей ставит все на свои места. Жизнь не имеет и не может иметь смысла.
Жизнь – это жизнь. Это постоянное служение добру и вера в него. Это даже не религия, это знание, которое он перенял у Платона Каратаева, простого человека, и потому не надуманное, а истинное.
Оно не лишает человека действия, оно лишь говорит: “Делай добро, иначе зачем жить”.
В самом конце романа Пьер становится членом тайного общества. Это не радикальный кружок. Толстой никогда не верил в революционный путь развития общества.
Это всего лишь попытка воздействия на ход истории мирным путем: сначала должно пройти очищение внутри человека, и только после этого человек имеет право строить чужую жизнь.
После Отечественной войны 1812 года и после разочарования в либеральности Александра I в России появляются “Союз спасения” и “Союз благоденствия”, деятельность которых привела к неудавшемуся восстанию на Сенатской площади в 1825 году. Попытка восстания не удалась. Новый царь начал правление с казней и ссылок.
Последовали годы реакции. Но сама мысль о новом государственном устройстве не замерла. Правительство добилось лишь того, что новое поколение уже не хотело останавливаться перед смертью ради главного дела, да еще воспитало Кирсановых-либералов.
Молодежь второй половины века ждало разочарование в “отцах”. Все эти давно устаревшие принципы только раздражали базаровых, поэтому-то и развился нигилизм .
Восторженность, любовь к жизни Пьера кажутся наивными в сравнении с ясным взглядом Базарова. Пьер мечется от одной идеи к другой, а Базаров начисто отметает все идеи и, окинув холодным взглядом реальность, неизбежно ужасается ей, и лишь одно стремление – разрушать – пробуждается в нем. Поэтому Базаров не строит, не пытается найти истину, как Пьер. “Сначала нужно сломать, а там – посмотрим”.
Главное в том, что новое не должно быть похожим на старое. К такой же мысли приходит и Пьер, но делает все совершенно по-другому. Для него главное – духовная основа. Он, как и Толстой, выбирает путь самосовершенствования. А Базаров не может так.
Система должна быть уничтожена – в этом его правда.
Тысячи разных людей в разные эпохи пытались переустроить окружающий мир, сделать его добрее, гуманнее. Но всякое общество – это система. Оно создает себе подобных и отрицает возможность другой жизни.
Люди мыслящие пытаются противостоять этому. Потребность служить правому делу не дает людям успокоиться.
Герои ищущие и мыслящие были всегда. Герои искавшие и не нашедшие появились только в XIX веке. Герои, потерявшие и уставшие, – в XX.
Герои ищущие и мыслящие