Завершившийся Великой французской революцией XVIII век развивался под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над варварством, гуманизма над тиранией и несправедливостью. Поэтому историки называют его веком Просвещения. Идеология просветителей – восторжествовала в эпоху, когда рушился старый средневековый уклад жизни и складывался новый, буржуазный порядок, прогрессивный для того времени.
Деятели Просвещения горячо защищали идеи культурного развития, самоуправления,
Бурная эпоха рождала своих титанов – Вольтера, Дидро, Руссо во Франции, Ломоносова в России, Шиллера и Гете в Германии. И своих героев – в конце века на трибуны революционного Конвента в Париже поднялись Дантон, Марат, Робеспьер.
Художественные вкусы эпохи были многообразны. В архитектуре еще господствовало вычурное барокко, с театральных подмостков звучали александрийские стихи трагедий Расина и Корнеля. Но все большей популярностью пользовались произведения, героями которых становились люди “третьего сословия”. В середине века возник жанр сентиментального романа в письмах – читатели с волнением следили за перепиской влюбленных, переживая их горести и злоключения. А в Страсбурге возникает группа молодых поэтов и драматургов, вошедшая в литературу под названием “Буря и натиск”.
Героями их произведений выступали смелые одиночки, бросающие вызов миру насилия и несправедливости.
Творчество Гете было своеобразным итогом века Просвещения, итогом его исканий и борений. А трагедия “Фауст”, которую поэт создавал более тридцати лет, отразила движение не только научных и философских идей, но и литературных направлений. Хотя время действия в “Фаусте” не определено, рамки его бесконечно раздвинуты, весь комплекс идей отчетливо соотносится с эпохой Гете.
Ведь первая часть его написана в 1797-1800 годах под влиянием идей и свершений Великой французской революции, а последние сцены написаны в 1831 году, когда Европа пережила взлет и падение Наполеона, Реставрацию.
В основе трагедии Гете – народная легенда о Фаусте, возникшая в XVI веке. Ее герой – бунтарь, стремящийся проникнуть в тайны природы, выступающий против церковной идеи рабской покорности и смирения. В полуфантастической форме образ Фауста воплощал в себе силы прогресса, которые нельзя было задушить в народе, как нельзя было остановить ход истории.
Гете был близок этот искатель истины, не удовлетворенный немецкой действительностью.
Просветители, и Гете в том числе, не отвергали идею Бога, они лишь подвергали сомнению доктрины церкви. И в “Фаусте” Бог выступает как высший разум, стоящий над миром, над добром и злом. Фауст в трактовке Гете – прежде всего ученый, подвергающий сомнению все – от устройства мира до моральных норм и правил поведения.
Мефистофель для него – орудие познания. Средства научных исследований во времена Гете были так несовершенны, что многие ученые согласились бы продать душу дьяволу для того, чтобы понять, как устроены Солнце и планеты или человеческий глаз, почему существуют эпидемии чумы и что было на Земле до появления человека.
Бунт Фауста, его терзания, раскаяние и прозрение, заключающееся в том, что только труд на пользу человечества делает человека неуязвимым для скуки и уныния, – все это художественное воплощение идей эпохи Просвещения, одним из гениев которой был Гете.
Философская трагедия И. В. Гете “Фауст” – выражение передовых просветительских идей эпохи