Русская литература 1-й половины XIX века
Философская лирика А. С. Пушкина
Невозможно представить себе русскую поэзию без такого, бесспорно, великого поэта, как А. С. Пушкин. Он стал незабываемой личностью в истории русской литературы, открыв ее новый век, “золотой век”.
На сегодняшний день всем известна фраза: “Пушкин – это наше все”. В справедливости этого суждения, думаю, никто не позволит себе усомниться, поскольку А. С. Пушкин действительно возродил русскую поэзию, дал ей новое дыхание. Произведения (пусть даже
В лирике Пушкина мы можем условно выделить несколько основных тем. Это любовь, свобода, тема поэта и поэзии и размышления о смысле жизни. Данная работа посвящена философской лирике автора, поскольку эта тема, в отличие от остальных, является “сквозной” в произведениях поэта и словно пронизывает все его творчество. Тема философии не лежит на поверхности, а, скорее, переплетается с другими, подчеркивая глубину мысли в поэзии Пушкина.
Начать бы хотелось со стихотворения “Свободы сеятель пустынный…”. Читая его, мы обращаем внимание на эпиграф: “Изыде сеятель сеяти семена своя”. Эта фраза является цитатой, взятой Пушкиным из Библии. Вспомнив сюжет притчи, рассказанной Иисусом Христом, мы заметим, что он очень похож на сюжет стихотворения. В нем рассказывается о сеятеле, являющемся певцом свободы и “бросающем” ее в “порабощенные бразды”. Однако в притче сеятель достигает своего результата, а лирический герой стихотворения Пушкина – нет. Мне кажется, в этом проявляется смирение поэта-сеятеля: “Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич”. А. С. Пушкин говорит о безысходности ситуации, о народе, уже давно ставшем “стадом” и углубившемся в житейские проблемы, смирившемся со своей участью и не желающем жить по-другому. Действительно, таким людям не нужны “дары свободы”, поскольку они не смогут их оценить.
Мне кажется, стихотворение “Свободы сеятель пустынный…” является очень ярким показателем эволюции Пушкина как поэта. Написанное в 1823 году, оно показывает нам уже далеко не раннее творчество поэта. И если в начале стихотворения лирический герой говорит о свободе, которую он пытается сеять среди людей, то к концу произведения он смотрит на мир намного более реалистично, открывая читателю творчество Пушкина с новой стороны.
Хочется обратиться еще к одному стихотворению, которое ярко иллюстрирует тему философии в лирике Пушкина. Это стихотворение называется “(Из Пиндемонти)”. Необходимо заметить, что данное произведение относится к поздней лирике поэта, оно было написано в 1836 году. В этом произведении мы видим совершенно иного лирического героя, нежели прежде. Пушкин уходит от темы свободы народа и приходит к теме свободы личности, что, несомненно, говорит о его поэтическом развитии. Также автор делится с читателями размышлениями о главных ценностях человеческой жизни: “божественная природы красота”, “созданья искусств” и, конечно же, внутренняя свобода. Лирический герой, в чьи уста автор, бесспорно, вложил свое слово, отстраняется от всего житейского, презирая те права, “от коих не одна кружится голова”. Он считает их суетой, цитируя Гамлета: “слова, слова, слова” и таким образом показывая читателю философский подход к жизни.
Продолжая свое рассуждение о философской лирике Пушкина, мы должны вспомнить стихотворение “Элегия” 1836 года. На мой взгляд, это стихотворение можно назвать в какой-то степени пророческим. Оно проникнуто грустью и тоской, тяжелыми думами о смерти и “печалью минувших дней”. Автор вновь говорит о целях своего творчества и жизни в целом: “я жить хочу, чтоб мыслить и страдать”. Лирический герой стихотворения очень реалистично смотрит на мир, замечая преобладание в нем “горестей”, “забот” и “треволненья”, однако его эти тяготы нисколько не смущают. Герой знает наверняка, что он сможет найти гармонию и в такой жизни, он верит в свет и счастье, которое, быть может, “блеснет улыбкою прощальной”.
Таким образом, “Элегия” открывает нам душевное состояние автора, его боль и горечь тягостного предчувствия скорой смерти.
Безусловно, стихотворений, связанных с философией, в творчестве А. С. Пушкина мы найдем еще очень много. Среди самых знаменитых, пожалуй, можно перечислить “Анчар”, “Арион”, “Пророк”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, “Поэт и толпа” и многие-многие другие. Каждое из них несет свой скрытый смысл, разобравшись в котором мы сможем получить послание, оставленное нам великим поэтом.
В заключение хотелось бы сказать, что философская лирика А. С. Пушкина очень многогранна. И именно поэтому мы вновь и вновь открываем ее для себя, вместе с нею узнавая и самого великого поэта.
Философская лирика А. С. Пушкина