Философия в романе Преступление и наказание

Роман “Преступление и наказание” лишь напоминает детектив (точнее, содержит его элементы). На самом же деле это глубоко интеллектуальное произведение, в котором рассмотрены важные философские идеи (иначе, скорее за все, он потерял бы свою актуальность и его бы давно забыли). Прежде всего, отметим, что в романе Достоевского чрезвычайно сильным является влияние гуманизма – совокупности взглядов, обозначенных уважением достоинства и прав человека, признанием ее высочайшей ценностью в мире. Именно гуманизм и был той фундаментальной философской

позицией, которая повлияла на все без исключения художественные произведения писателя от ранних его работ и до последних романов. Наиболее полное свое воплощение гуманизма писателя нашел в его кредо: “Быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в любых несчастьях не отчаяться и не опуститься”.
Однако это “быть человеком” каждый писатель толковал по-своему. И заслуга Ф. Достоевского как раз заключается в том, что он решал это вечный Философский вопрос глобально и существенно, неутомимо “ища человеческое в человеке”. По большому счету, именно по этой причине его произведения есть и всегда будут актуальными для всех времен и народов.
Тесно связанным с воплощением концепции гуманизма есть решение проблемы соотношения добра и зла в человеке и человечестве. Так, в “Дневнике писателя” (1877) Ф. Достоевский записал: “Зло прячется в человечестве глубже, чем предполагают, фельдшеры-социалисты… ни в каком общественном строе вы не избежите зла”. Одновременно там же писатель как будто ответил на поставленный им самим Философский вопрос: “Люди способны быть счастливыми и прекрасными, не растеряв способности жить на земле. Я не могу и не хочу верить, что зло является нормальным состоянием людей”. Итак, хотя в понимании проблемы добра и зла писатель был глубоко противоречивым, в своих произведениях он однозначно выступает на стороне добра. Хотя бы тем, что наказывает зло.
Философия романа “Преступление и наказание” ощутима как на уровне сюжета, так и на уровне системы образов. Так, Порфирий Петрович – не только следователь, но и мировоззренческий критик идеи студента-убийцы. Поэтому их напряженный интеллектуальный диалог был не просто полицейским приемом, средством поймать преступника в ловушку, а прежде всего, идейно-философским поединком. Раскрывая конкретные преступления, Порфирий Петрович стремился спасти для общества молодую незаурядную личность.
Федор Достоевский был убежден, что только умом и логикой, а без совести на свете прожить нельзя, как и в коем случае нельзя внедрять любые идеи путем кровопролития. Хотя бы потому, что преступление “выходит из-под контроля”, оно увеличивается, словно снежный ком. Так, Родион планировал убить одного человека, а убил двоих, а не исключено, что и трех (старуху-процентщицу, и ее беременную сестру Лизавету). В убийстве обвиняют работника Колю, так еще и он стал невинной жертвой преступления Раскольникова. Кроме того, преступление Родиона прикончило также его матерь. Он знает и предчувствует, что человеческая совесть в нем победит преступную “теорию”, но испытывает при этом страшное одиночество – его как будто ножницами отрезали от всех и всего.
Еще одна философская проблема есть в заглавии романа – ” Преступление и наказание “. Попутно еще раз отметим, что решается этот вопрос не только в “криминальном плане”, как изображение конкретного наказания Раскольникова за конкретное преступление – убийство Алены Ивановны и Лизаветы. В философском ключе проблему “преступления и наказания” можно сформулировать примерно так: что такое преступление? где его истоки? или присущее человеку стремление к его совершению внутренне (ученые говорят “имманентно”), или, наоборот, оно (стремление к преступлению) обусловлено средой, в которой человек сформировался и живет? Если стремление к преступлению присуще человеку имманентно, то, что делать с человеческой природой, чтобы ее преступление не мешало жить другим людям, обществу? Как мы уже видели, Достоевский не идеализирует человека, он хорошо понимает, что ей присуще и добро, и зло. Однако все-таки писатель-гуманист верит в победу добра, болея как за все человечество, так и каждого конкретного человека: “Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлюгой называет”, – парадоксально констатирует Родион Раскольников.
Однако если тяга к Преступлению содержится не в самом человеке, а в обществе, в котором он живет. Иначе говоря, если человек от природы добрый, а портит его общество (вспомним теории влияния среды), то можно ли уничтожить условия, первопричины, которые порождают преступления? И виноваты в таком случае сами преступники? Или не переведут они ответственность за совершенные ими преступления на общество?
Необходимо заметить, что Ф. Достоевский ставит под сомнение модное тогда учение социалистов, которое преувеличивает, искажает общественную обусловленность преступности. Однако же самого Раскольникова в плане мотивации убийства двух беззащитных женщин не только и даже не столько “среда заела”. В конце концов, он мог зарабатывать интеллектуальным трудом (давать уроки, делать переводы), как это делал его товарищ Разумихин. Родион же пошел на убийство ради идеи!
Как видим, русский писатель-мыслитель своим вопросом: а имеет ли кто право на преступление? – вплотную подошел к другой Философской (и политической) проблеме. Он развенчивает популярную на западе идею “сверхчеловека” (хотя этот термин Ф. Ницше предложил позже), “Наполеона”, “белокурой бестии”, которой, якобы, разрешено то, что запрещено всем остальным. С ней тесно связана также идея права на мировое господство: “Воля и власть, а главное власть! Над всеми этими дрожащими созданиями и над всем муравейником!.. Вот цель! Помни это! Это мое тебе напутствие!” Вспомним, что роман “Преступление и наказание” написан в 1866 году, задолго до возникновения крупных тоталитарных систем XX века, (гитлеровской и т. д.), которые воплощали эти наполовину сформировавшиеся мысли Раскольникова в жизнь. Следовательно, Ф. Достоевского недаром называют провидцем и пророком.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Философия в романе Преступление и наказание