Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
А. А. Фет
У Тютчева природа впервые предстала как загадка, мучительный вопрос для души, а Фет находит в природе, в ее непосредственности и естественности, разрешение всех вопросов. Для него зримая сторона всех явлений, пейзаж, дождь, ветер, море – это и есть подлинная сущность природы, ее светлая тайна.
Как и Тютчев, Фет – певец ночи, но не темного хаоса, противостоящего дню, а другой стороны мироздания, осветленного, освященного мириадами звезд. “Сияла ночь” –
Выйдем с тобой побродить В лунном сиянии! Долго ли душу томить В темном молчании! Пруд – как блестящая сталь; Травы в рыдании; Мельница, речка и даль – В лунном сиянии.
Особенно тонко чувствует поэт приближение наступающего утра. Новый день таит в себе новые тревоги и сомнения, но краткий миг перед восходом солнца наполняет сердце благодатью и покоем: “Солнца еще не видать, а на душе благодать”.
Горячей, подлинной радостью наполнено для поэта утро – время встречи с любимой, время радостного пробуждения леса, деревьев, птиц:
Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой…
Самый частый эпитет, который использует Фет для явлений природы -“трепещущий”, “дрожащий”. “Трепетно светит луна”, “хор светил дрожал”, “и листья, и звезды трепещут” – в этом всеобщем трепете жизни, сливаясь с ним каждой жилкой, участвует и лирический герой: “Я слышу биение сердца, и трепет в руках и ногах…” Степень растворения человека в природе у Фета – максимальная, это – захватывающее и пронзительное чувство единства. Близость к природе тесно связана с любовными переживаниями.
Значительное место у Фета занимают образы птиц. Но особую нежность поэт испытывает к ласточкам, чей стремительный полет сравнивает со взлетами человеческой мысли:
И снова то же дерзновенье И та же темная струя, – Не таково ли вдохновенье И человеческого я?
Поэту близко все гибкое, нежное, летучее – природа предстает в отблесках, тенях, отражениях, переливах красок. Это сближает лирику Фета с живописью. В его стихах живут и растут простые и прелестные цветы русских лесов и полей – маки, ландыши, колокольчики, кувшинки. Поэт сравнивает хрупкий стебелек ландыша в прелестной расцветающей девушкой:
О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей!
Фет любит природу в разное время года – и весной, когда все оживает и расцветает, и осенью, когда “задрожали листы, облетая”, и зимой “в мороз трескучий”.
У него есть стихотворный цикл, который так и называется -“Снега”, где все проникнуто белизной и морозной свежестью русской зимы:
Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней – Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.
Но природа у Фета – не просто пейзаж, не внешний фон, на котором разворачивается лирический сюжет. Это – атмосфера, разлитая внутри человека и вокруг него.
В своей лирике Афанасий Фет одухотворяет природу, и она становится частью его внутреннего мира, вторым “я” лирического героя:
Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной – и последней, может быть.
Фет – тончайший лирик русской природы