Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.
Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему “маленького человека”, был Пушкин. В “Повестях Белкина” писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта, но и останавливает внимание читателей на судьбе “маленького человека”.
Пушкин делает первую попытку объективно, правдиво изобразить “маленького человека”. Герою повести “Станционный смотритель” чужды сентиментальные страдания, у него свои горести,
Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут Самсон Вырин и его дочь Дуня – единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя. И вдруг ее увозят в Петербург, увозят тайно от отца. Но самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца.
Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы вернуть “заблудшую овечку”, но его выгоняют из дома Дуни, и в конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. “Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…” Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. О. таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: “Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о ним гораздо снисходительнее”.
Жизненная правда, сочувствие к “маленькому человеку”, оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, – вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот “маленький человек”, живущий в горе и нужде.
Традиции Пушкина продолжили и развили Гоголь, Достоевский и Чехов.
В повести “Шинель” идея гуманного отношения к “маленькому человеку, которая скрыто присутствует во всех гоголевских произведениях, выражается прямо и решительно.
Акакий Акакиевич Башмачкин – “вечный титулярный советник”. Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг.
Даже дома он думал лишь о том, что “что-то Бог пошлет переписывать завтра”.
Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни – новая шинель. “Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность…” Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть.
Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели, и в какую катастрофу превращается ее пропажа. Напрасно Башмачкин искал помощи у “значительного лица”. Его даже обвинили в бунте против начальников и “высших”. Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния протестует против этого мира.
Умирая, он “сквернохульничает”, произносит самые страшные слова, следовавшие за словами “ваше превосходительство” Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.
Духом гоголевской “Шинели” проникнут роман Достоевского “Бедные люди”. Это рассказ о судьбе того же “маленького человека”, раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей.
Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Но герои романа беззащитны. Их бунт – “бунт на коленях”. Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем.
Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.
Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания “маленьких людей” Сложнейший и противоречивейший художник реалист, он, с одной стороны, показывает “униженного и оскорбленного” человека, и сердце писателя переполняется любовью, состраданием и жалостью к этому человеку и ненавистью к сытым, пошлякам и развратникам, а с другой – высказывается за смирение, покорность, призывая: “Смирись, гордый человек!”
Далее в развитии образа “маленького человека” намечается “раздвоение”. С одной стороны, из среды “маленьких людей” появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. О Добролюбове скажет Некрасов: “Какой светильник разума угас!” С другой стороны, “маленький человек” опускается, превращаясь в ограниченного мещанина.
Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова “Ионыч”, “Крыжовник”, “Человек в футляре”.
Учитель Беликов – человек не злой по характеру, но робкий и замкнутый. В условиях, когда действовала формула: “Раз не разрешает циркуляр, то и нельзя”, – он становится страшной фигурой в городе. Даже после смерти Беликова печать “беликовщины” осталась на жителях города.
Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал насквозь их души страхом.
С течением времени “маленький человек”, лишенный собственного достоинства, “униженный и оскорбленный”, вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. “Скучно вы живете, господа”, – сказал Чехов своим творчеством “маленькому человеку”, смирившемуся Со своим положением.
“Маленькие люди” – люди низших сословий, и язык их народный, в нем встречаются просторечия, канцелярские слова, выражение “я имею кое-что сказать”.
В заключение хочется добавить, что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: “Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!” Зоркий глаз художника, подмечая лицемерие, тупость, видел и другое – красоты хорошего человека. Таков, например, доктор Дымов, герой рассказа “Попрыгунья”, человек, который живет для счастья других, скромный врач, с добрым сердцем, красивой душой.
Дымов умирает, спасая ребенка от болезни.
Вот и получается, что не так уж мал этот “маленький человек”.
Эволюция образа “маленького человека” в русской литературе