“Евгений Онегин” – это поистине “нерукотворный памятник” пушкинскому поэтическому гению
В чем трагедия Печорина.
I. Первый социально-психологический роман С детективным сюжетом в русской литературе.
II. Роман о погибшей жизни незаурядной личности. Диагноз и история “болезни” времени и общества.
1. Роль композиции в раскрытии “истории души человеческой”.
Все подчинено одной задаче – объяснить загадку Печорина: сюжет, фабула, психологический портрет, исповедь как средство самохарактеристики, дневники
2. Печорин и общество. “Чужой для всех”.
А) Причины и история появления Печорина на Кавказе.
Б) Углубление разрыва с “водяным обществом”.
В) Противоречие между глубиной натуры и жалкостью действий.
Г) Горестное осознание себя “топором в руках судьбы”.
Д) Отсутствие цели, достойной и полезной, и подмена истинного призвания “приманками страстей”.
Е) Эгоизм и индивидуализм как причины разрушения личности.
III. Чем Печорин значительнее Онегина как личность и насколько трагичнее его судьба.
“Железный стих, облитый горечью и злостью” (по лирике М. Ю. Лермонтова)
I. “Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый изгнанник…”
II. Тема разбитых надежд как отражение трагического безвременья.
1. Грустная дума о своем поколении.
2. Ненависть и презрение к “стране рабов, стране господ”.
3. Обличение светской черни, гонителей “свободы, гения и славы”.
4. Противопоставление героического прошлого бездействию и бессилию современников.
5. Горестная судьба поэта-пророка, тема изгнания.
6. Горькие страницы любовной лирики.
7. Жажда любви и дружества, но… “некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Мотив одиночества, странничества.
8. “Люблю отчизну я…” (“Родина”)
III. Белинский об отражении в поэзии Лермонтова драмы целого поколения (как выражение сознания передового человека 30-40 годов XIX века).
Евгений Онегин это поистине нерукотворный памятник пушкинскому поэтическому гению