Роман в стихах “Евгений Онегин” по пра- ву можно назвать не только лучшим произ- ведением А. С. ПушкинА, вершиной его твор- чества, но и одним из самых – изумительных произведений мировой литературы. Не зря В. Г. Белинский в своей восьмой статье “Ев- гений Онегин” писал: “Онегин” есть самое задушевное произведение ПушкинА, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полно- тою, светло и ясно, как отразилась в “Онеги- не” личность ПушкинА. Здесь
Не говоря уже об эстетичес- ком достоинстве “Онегина”, эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение”, Ни одна настоящая энциклопедия не даст такого лаконичного и в то же время полно- го представления об эпохе, о быте, идеалах, нравах и страстях представителей всех со- словий, какое дает “Евгений Онегин”. Роман уникален широтой охвата действительности, многоеюжетностью, описанием отличитель- ных особенностей эпохи, ее колорита. Имен- но поэтому В. Г. Белинский сделал вывод: “Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народ- ным произведением”. В этом произведении отразился “век и современный человек”.
Действительно, прочитав роман, можно по- лучить полное представление об эпохе Пуш- кина. В “Евгении Онегине”, как в энцикло- педии, можно узнать все о первой четверти XIX века: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В “Евгении Онегине” отразилась вся русская действительность. Здесь и глухая по- мещичья провинция, крепостная деревня, бар- ская Москва, светский Петербург, губерн- ские города . Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор точно воспроизвел атмосферу город- ских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.
Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. На мой взгляд, такого рода идеалы бы- ли присущи еще барской Москве времен А. С. ГрибоедовА, описанной в комедии “Горе от ума”. Что же это?
Неужели ничего не из- менилось? К сожалению, нет. Как и тогда, в обществе царит скука, клевета, зависть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пусто- ту мыслей, холодность сердец; преждевре- менное старение души и постоянная суматоха, царящие в свете, превращают жизнь в однооб- разную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную смысла суету.
Да- вайте вспомним, как искренне Татьяна при- знается Евгению в конце романа: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Это общество коверкает души людей, при- нуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на дуэли Ленского.
Ведь как бы душа Евгения не протестовала против поединка, социаль- ные условности все-таки взяли верх. “И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!” – вос- клицает Пушкин. Светское общество в романе неоднородно.
Это и “светская чернь”, превратившая пого- ню за модой в главный принцип жизни, и в тоже время круг людей, принятых в петер- бургском салоне Татьяны, является истинной интеллигенцией. Очень верно объясняет это противоречие Юрий Лотман в своих коммен- тариях к роману: “Образ света получал двой- ное освещение: с одной стороны, мир бездуш- ный и механический, он оставался объектом обсуждений, с другой – как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухо- творяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора “Евгения Онегина”, он сохраняет безусловную ценность”. Общество неоднородно.
От самого человека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или луч- ших представителей света. Сам Пушкин принадлежал к высшим ари- стократическим кругам. Поэтому в романе он изобразил, как Евгений Онегин тратит свои лучшие годы на балы, театры, любовные при- ключения. Однако очень скоро Онегин начи- нает понимать, что эта жизнь пуста, что за ее “внешней мишурой” нет ничего.
Но, несмотря ни на что, этот герой стоит выше своих свер- стников. Именно это, на мой взгляд, вынуди- ло Евгения потерять интерес к жизни. Он впадает в глубокую хандру: Хандра ждала его на страусе, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена. Барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и эгоизм – вот то наследие, которое Онегин получил от “выс- шего света”. Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет.
Одно появление четы Скотининых на именинах Та- тьяны заставляет читателей смеяться сквозь слезы. Ведь эти герои уже не первый раз по- являются на сцене. За 50 лет до появления на свет “Евгения Онегина” эта чета была вы- смеяна Фонвизиным: в комедии “Недоросль”.
Таким образом, Пушкин показывает, что за срок, отделяющий современную ПушкинУ провинцию от провинции, описанной Фонви- зиным, ничего не изменилось. Представителями провинциального обще- ства являются семейства Лариных и Лен- ских. Пушкин тщательно описывает их увле- чения, то, как они привыкли проводить вре- мя. Они не читали книг и жили в основном пережитками старины.
Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал: Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый; Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал пустой игрушкой… Таково было большинство представите- лей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает “милую” Татьяну, с чистой ду- шой, добрым сердцем.
Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной се- мье? Прежде всего потому, что Татьяна много читала, ей нравилось бродить среди дубрав, мечтать, “она любила на балконе преду- преждать зари восход, когда на бледном не- босклоне звезд исчезает хоровод…” Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой победе – залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для ПушкинА облик Татьяны сближен с исключительно поэтической, ли- шенной экзотики, русской природой. Отсюда и возникает характерное противопоставле- ние деревенской жизни героини, полной ти- хих и поэтических прелестей, светской суе- те, где героиня вынуждена носить маску хо- лодной и учтивой вежливости.
Белинский писал: “Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее”. На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Та- ней, преданной деревне, своей полке с книга- ми, воспоминанию о своей няне: Татьяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь… она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок… Белинский считает, что жизнь Татьяны – страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окру- жающим ее миром.
Пушкин “умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества”, – отме- чал Белинский в критической статье. Я думаю, что с этими словами критика согласятся все, ведь никто, кроме ПушкинА, не умел так кра- сочно описать жизнь русского общества на столь интересной стадии развития. И я пол- ностью согласна с Белинским, считавшим “Ев- гения Онегина” энциклопедией русской жиз- ни.
Роман А. С. ПушкинА оказал огромное вли- яние на современную ему и последующую литературу. “Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет “Онеги- на”: как бы далеко оно ни ушло, но всегда бу- дет оно любить эту поэму, всегда будет оста- навливать на ней исполненный любви и бла- годарности взор”.
“ЕВГЕНИИ ОНЕГИН” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ