Как мы поживаем тут? Да никак.
Старимся, полнеем, опускаемся…
А. П. Чехов
Рассказ Чехова из пяти глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни Дмитрия Ионыча Старцева.
Преисполненный великих стремлений, энергии, сил, прибывает в земскую больницу молодой доктор. Перед ним заманчивое будущее: интересная работа, благородная цель жизни -“помогать страдальцам, служить народу”. Он молод, здоров, весел, полон надежд, беспричинной юношеской радости, ожидания счастья.
Все ему кажется интересным, занимательным, новым.
Вся
Самой “талантливой” семьей в городе С. считалась семья Туркиных. Но читателю становится не по себе в обществе этой “умной, интересной семьи”, в мире праздности, скуки, застойности их жизни.
“Прошло больше года… в трудах и одиночестве…” Старцев помнил Туркиных, но “в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа”. Наконец он с радостью принял “голубой конверт” с приглашением Туркиных и поехал к ним. И с тех пор “стал бывать у Туркиных часто, очень часто”, так как влюбился в дочь Туркиных Екатерину Ивановну, Котик.
В пленительном чаду любви Старцев не видел истины и не мог понять, что перед ним самая заурядная, уездная барышня, привлекательная только всепобеждающей прелестью молодости, а не друг и даже не настоящий собеседник. Он не замечал ее легкомыслия, наоборот, “она казалась ему очень умной и развитой не по летам”.
Даже ее глупый поступок – нелепая записка, заставляет его прозреть только на один миг: “Ну, уже это совсем не умно”, – подумал он, придя в себя.
Старцев на кладбище – одна из самых поэтических страниц, когда человек будто сливается с природой. Это Старцев переживает прекрасные, неповторимые в жизни минуты! Но вот он садится в коляску – и каким же диссонансом звучат его трезвые, такие прозаичные слова и мысли: “Я устал…” – сказал он и подумал: “Ох, не надо бы полнеть”.
И становится грустно, обидно и жаль того Старцева, который только что шагал прекрасной весенней ночью, беззаботно улыбаясь и напевая.
Прошло четыре года после того, как Котик отвергла молодого доктора. Что же принесли они Старцеву? Большую практику в городе, “тройку лошадей с бубенчиками” и одышку.
Сам он “пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком”. И его неизменный спутник Пантелеймон тоже пополнел, “и чем он больше рос в ширину, тем печальнее вздыхал и жаловался на свою горькую участь: езда одолела!”
Старцев снова встречает Екатерину Ивановну. Он очень изменился, духовно почти умер, она стала более зрелой и серьезной, поняла, что из нее не получится пианистки. Лишь одна иллюзия живет в ней – любовь к ней Старцева.
И с этой иллюзией она должна расстаться.
Старцеву же не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, – думал он.
Пятая глава, как и предыдущая, начинается с указания срока: “Прошло еще несколько лет”, и дальше автор подводит итог жизни Старцева.
Он одинок. “Живется ему скучно, ничто его не интересует”. “По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает”. В финале рассказа он уже с с трудом вспоминает дом, в котором с таким удовольствием бывал, и женщину, которую любил: “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?” Жизнь его шла по тому же проклятому кругу, по которому двигалась, всегда оставаясь на месте, и жизнь Туркиных, и жизнь губернского города С.
“Вот и все, что можно сказать про него”, – заканчивает автор грустную повесть жизни земского врача Дмитрия Ионыча Старцева, навсегда прощаясь со своим героем, но ничего не прощая ему.
Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова “Ионыч”