Душевная доброта русского народа

О душевной доброте и отзывчивости русского человека говорили и писали многие русские и иностранные писатели, путешественники и философы. Большинство из них считали доброту одним из основных свойств русского народа вообще. Н. Лосский, например, писал, что русская доброта “поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа”.

Множество отзывов о доброте простого русского человека можно найти в “Дневнике писателя” Ф. Достоевского. Все они не голословны, а основаны на реальных случаях

из жизни самого писателя: “Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют”. Ф. Достоевский высоко ценит жалостливость русского народа, которая выражается в отношении простого народа к преступникам как к “самым несчастным”, стремится всячески облегчить их участь, хотя и считает их заслуживающими наказания.

Писатель любит указывать на случаи проявления доброго отношения русских солдат к неприятелю во время войны, В одном месте своего “Дневника” он рассказывает о том, как “во время Севастопольской кампании раненых французов уносили на перевязку прежде, чем своих русских, при этом говоря: “Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперед пожалеть надо””. “Разве тут не Христос, и разве не Христов дух в этих простодушных и великодушных, шутливо сказанных словах?” – заключает Ф. Достоевский.

Проникнутый безграничной любовью к русскому народу, Ф. Достоевский тщательно записывает подлинные истории о доброте, проявленной русским человеком в суровых условиях военных действий. Так, например, он пересказывает историю, произошедшую на русско-турецкой войне, о том, как русский солдат кормит пленного турка. При этом он комментирует свой поступок следующими словами: “Человек тоже, хоть и не хрестьянин”.

Английский журналист, бывший свидетелем подобных сцен, писал о русских: “Это – армия джентельменов”.

В романе “Анна Каренина” Л. Толстой создал образ князя Щербацкого, которого с полным правом можно назвать добрым человеком. И дочь его Кити говорит Вареньке, воспитаннице госпожи Шталь, к пиетизму которой князь относится насмешливо: “Я не могу иначе жить, как по сердцу, а вы живете по правилам. Я вас полюбила просто, а вы, верно, только затем, чтобы спасти меня, научить меня!”

“Жизнь по сердцу” в понимании героини романа и самого Л. Толстого создает открытость души русского человека и дает легкость в общении без показной вежливости.

Нельзя не сказать и еще об одном человеческом качестве, которое затрагивается в творчестве Л. Толстого. Это милосердие. По мысли великого русского писателя, “милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего.

Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству”.

А что такое вообще человеческое милосердие? Не знаю, как у кого, а у меня при слове “милосердие” возникает ассоциация с романом братьев Вайнеров “Эра милосердия” и известным фильмом В. Говорухина “Место встречи изменить нельзя”. Один из главных героев романа капитан Жеглов в споре с соседом Шарапова по коммунальной квартире о способах и методах искоренения преступности в стране произносит: “Милосердие – поповское слово”.

Тем самым он исключает всякую возможность прощения, сострадания и человеколюбия. Но главная идея романа, которая, на мой взгляд, сильно искажена в фильме, заключается как раз в том, чтобы доказать: только возврат к человечности, гуманному отношению ко всякому, даже оступившемуся человеку, станет основой возрождения. Ведь зло может породить только ответное зло, агрессия – ответную агрессию. Как в старом добром мультфильме “Крошка Енот”, которого мать-енотиха отправила на дальнее озеро за осокой. Ни гримасы, ни длинная палка, ни угрозы не помогли избавиться Крошке Еноту от страха перед тем, кто сидит в озере.

И только добрая улыбка побеждает “врага”. Мне кажется, нынешнее время с безжалостными заказными убийствами и мелочной бытовой поножовщиной доказывает, что капитан Жеглов был не прав. Не права была система, при которой жили наши родители и которая с юных лет воспитывала в человеке ненависть – к классовому врагу, иностранцам, к тем, кто имел самостоятельные независимые взгляды.

И если мы хотим, чтобы у нас и наших потомков было будущее, мы должны уже сегодня – ежедневно и ежечасно – в каждом слове и каждом поступке возрождать доброту и милосердие, которые Испокон веков были присущи русскому народу.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Душевная доброта русского народа