Доктор Живаго

Пастернак Борис Леонидович 1890-1960

Доктор Живаго

Роман “Доктор Живаго” – произведение необычное. Его жанровое своеобразие состоит в том, что это роман лиро-эпический. Пастернак начал над ним работать в послевоенные годы. Первая публикация произведения планировалась в журнале “Новый мир”, но она затягивалась, и Пастернак в 1956 г. передает рукопись, над которой работал с перерывами несколько десятилетий, итальянскому радиожурналисту, и впервые текст был опубликован в Италии в 1957 г. В советской России роман критиковали даже

не читая. В 1957 г. Пастернаку присуждают за это произведение Нобелевскую премию, но правительство вынуждает его отказаться (она была вручена его сыну только в 1989 г.). Все эти гонения приводят к тому, что в 1960 г. он умирает.

По словам самого Пастернака, во время работы над романом им владело чувство огромной внутренней свободы. Хотя современники относились к произведению критически, искать в романе прямых оценок действительности – ошибка.

Перед нами не просто роман, а духовная автобиография самого Пастернака, хотя внешних факторов из реальной жизни автора нет.

Многие советские исследователи считали роман надуманным, а его главного героя – доктора Юрия Андреевича Живаго – в соответствии с традиционными требованиями к романам бледным, невыразительным, его стихотворения – неоправданной добавкой, как бы искусственной. Однако это отражало авторскую концепцию бытия, представления писателя о том, что в мире все взаимосвязано, и судьба человеческая связана с судьбой человечества; потому в романе частная судьба героя призвана дать представление о закономерностях исторического развития и течения жизни вообще. Это произведение не столько о том, как складывается судьба человека, сколько жизнь эпохи в целом. Отсюда и необычность образа главного героя. В советской критике героя оценивали неоднозначно: относили к категории лишних людей, характеризовали как пустодушного и никчемного, сопоставляли с Климом Самгиным. Конечно сходство есть, но оно состоит в том, что Пастернак, как и Горький, показывает историю, судьбы других людей в переломную эпоху во всей их многогранности, полноте и значимости.

Судьбы главных героев напрямую связаны с судьбой страны, эпохи, но главное содержание романа – это все же духовная история человека, духовная жизнь доктора Живаго. Юрий Живаго – это лирический герой, и это отражается в лиричности языка и лиричности романа в целом. Это особый роман, потому что построен он по законам лирического самовыражения, что сказывается на структурных особенностях произведения. Главную смысловую нагрузку имеют не зарисовки событий, не жизненные обстоятельства, не поступки героев, основное содержание выражено в монологах, в размышлениях героев, в их разговорах, письмах, поскольку в них запечатлен духовный опыт эпохи. По своим качествам Юрий Живаго гениальный диагност общественных болезней, поскольку именно он раскрывает суть нравственных изломов эпохи. Важны не столько внешние события, сколько духовная жизнь героя, поэтому в романе повышается роль условности, что тоже свойственно лирике, здесь-то многие критики и видели надуманность, которой нет в романе.

Особую роль в романе имеет поэтическая символика. Очень часто символы являются знаками судьбы. Например, Юра Живаго еще студентом ехал по Москве с Тоней: “Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.

“Свеча горела на столе. Свеча горела…” – шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой, без принуждения. Оно не приходило” (кн. 1, ч. – III, 10). Но оно пришло, и действительно “само собой”, когда свеча, явившаяся ему в чужом окне, “переселилась” в его собственную комнату.

Здесь показано рождение стихотворения, образы которого проходят затем через весь роман.

Отношение героя к жизни, его позиция невмешательства объясняется стремлением понять суть событий, восстановить их глубинное содержание.

Концепция истории главного героя отражает авторское понимание событий: история подобна жизни растений, рост которых нельзя заметить, но он осуществляется ежесекундно, и потому все повороты истории естественны и закономерны, как и этапы жизни растения. Творение истории еще не закончилось, оно осуществляется каждый миг, и каждый человек является его участником, т. е. творит историю.

Нравственно-философская идеология связана с Юрием Живаго и Стрельниковым (Павлом Антиповым). Позиция Живаго – жизненная пассивность, философско-созерцательное отношение к жизни. Стрельников, напротив, активен, стремится преобразовать действительность, не задумываясь о средствах. И вопрос о ценностном соотношении этих позиций нельзя решать однозначно, поскольку нельзя считать позицию Стрельникова безнравственной. Для него характерно другое понимание нравственности, осознание того, что невозможно в трагический, переломный момент жить в условиях искусственного рая, когда окружающие живут в муках, и не пытаться переделать это. Для него характерно насильственное вмешательство в жизнь. Но отдельная человеческая жизнь для него ничего не стоит, поэтому он разрушает жизнь, а не способствует ее созидательному преобразованию. Потому он и становится жертвой тех сил, представителем которых и является. Позиция же Живаго – это вслушивание в исторические события, попытка понять скрытый смысл эпохи. Причину бедствий он видит в гражданской войне, с которой и началась трагедия самоистребления. Характерное для действительности пренебрежение нравственными законами, насилие – оттуда. Поэтому одна из центральных тем – тема личной ответственности за прошлое и настоящее, тема разрушения и утверждения жизни.

История XX в. показана в романе как враг всего человеческого. Но человек, принадлежащий к миру культуры, осознает, что существуют эпохи, превращающие человека в песчинку, и поэтому сознательно отказывается от участия в истории, создает свой мир, своего рода оазис, где царят истинные ценности человеческого бытия: любовь, свобода духа, культура.

Казалось бы, герои ведут частную жизнь, но именно это позволяет им растить живую душу, сокращать материальные потребности и умножать богатства духовные. Герой-творец, каким показан Живаго, способен созидать свой мир поскольку он может ощутить связь с начинаниями высшими, существование которых определяет жизнь человека и человечества.

Символичной является и смерть главного героя от апоплексического удара. За несколько дней до смерти он ставит себе диагноз, делая вывод, что душу и нервы “нельзя без конца насиловать безнаказанно”, и объясняет причину болезни тем, что “от огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь: распинаться пред тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье”. Это неспособность главного героя существовать в эпоху, лишенную свободы. Лишившись и Лары, и Антонины, герой лишается души, а душевная болезнь приводит к смерти физической. В этой смерти раскрывается осознание высшего смысла.

Этот роман – проповедь не богословских основ, а живого исторического христианства, необходимого для продолжения духовной жизни и развития нравственного сознания людей. Духовные завоевания давались людям, как правило, ценой исторических трагедий и недоступных разумному пониманию жертв. Начало истории христианства в этом смысле напрашивается в сравнении с событиями XX в. Мировая братоубийственная война, фарисейски развязанная империями Европы якобы в защиту малых народностей, стала началом разрушительных событий, поставивших человечество перед перспективой всеобщей гибели. В ходе этих лет мало кому удалось остаться верным жизнеутверждающим положениям своей юности в их свободном, естественном развитии. Таков творчески одаренный Юрий Андреевич Живаго, в силу своего таланта вынужденный знать, что “единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас”. Этим он не может поступиться, и, отнюдь не отказываясь от профессиональной врачебной, научной и литературной работы, тем не менее постепенно теряет возможность любимой вдохновенно-производительной, самостоятельной деятельности. Его друзья и сверстники приспосабливаются, изменяются и гордятся тем, что им удается сохранить внешнюю интеллигентность и устоять. Он же постепенно опускается, страдает, упрекая себя в безволии, болеет и рано умирает. Для окружающих он попусту растратившийся, лишенный воли, общественно лишний человек. “Не выдался, – говорит о нем дворник Маркел. – Сколько на тебя денег извели! Учился, учился, а труды прахом пошли”. Он же, не кривя душой и не теряя ясности художественного восприятия действительности, вынужден видеть страшную цену душевного извращения, которую платят его порабощенные современники. Именно в этом узком смысле следует понимать фразу: “Дорогие друзья, о, как безнадежно ординарны вы и круг, который вы представляете, и блеск и искусство ваших любимых имен и авторитетов. Единственно живое и яркое в вас – это то, что вы жили в одно время со мной и меня знали”, мысленно обращенную им в 1929 г. к Дудорову и Гордону.

Эта точная констатация разницы между творчески свободным художником и человеком, который, потеряв свободу, идеализирует свою неволю, вызвала в свое время обиду многих и в значительной мере обусловила запрет, наложенный на печатание романа.

Русская революция всегда была в сознании Пастернака главным событием века, экспериментальной проверкой социальных теорий прошлого. Помимо ее стихийной силы его глубоко интересовали ее нравственные основы – ответ жизни на накладываемые на нее ограничения, восстание в ответ на попираемую красоту и достоинство человека. В своем начале она виделась ему возмездием обществу за извращение способности любить, восхищаться Божьим замыслом, плодотворно и самостоятельно в нем участвовать.

В лирическом сюжетном плане это сводится к отношениям Юрия Живаго, Ларисы Федоровны Антиповой и Павла Антипова-Стрельникова. Юрий Андреевич подчиняется любви как высшему началу, для него это стремление сделать человека счастливым, ничего ему не навязывая, расплачиваясь за это ценою собственных потерь и лишений, неизбежных и обусловленных жизнью. Понимание своих возможностей перед ее лицом кладет предел его активности. Его кажущееся безмолвие – следствие трезвой оценки.

Как у художника, свидетеля, исследователя, наконец, врача, который может правильно поставить диагноз и вылечить – помочь, если это возможно, жизни справиться с болезнью. Его творческая воля – талант делает его неспособным к волевым проявлениям как к насилию. Уточним, он свободен от стремления к власти и не видит ничего хорошего в подчинении кого-либо своей воле. Его останавливает перспектива насилия над жизнью, которое, независимо от цели, ведет к извращению и гибели. Хотя Комаровский виноват не только в искалеченной судьбе Лары, но и в его собственном разорении и сиротстве, Живаго теряет способность отстаивать любимую, лишь только она по своей воле встает на сторону чужой подчиняющей силы.

Муж Лары Антипов во власти аналогичного возмущения и ревности подчиняется благородной героической идее. Он бросает любимую жену и дочь, чтобы защищать их в мировую войну, а затем – завоевывать в гражданскую. Но романтически воспринятая идея социальной справедливости, которой он беззаветно и, как следствие, все более бесчеловечно служит, предает его самого и приводит к самоубийству как единственному средству избежать мучительного насильственного конца.

В одном из черновиков романа, после первой встречи со Стрельниковым в штабном вагоне, Юрий Живаго так характеризует его: “Как он любил всегда этих людей убеждения и дела, фанатиков революции и религии! Как поклонялся им, каким стыдом покрывался, каким немужественным и ничтожным казался себе всегда перед лицом их. И как никогда, никогда не задавался целью уподобиться им и последовать за ними. Совсем в другом направлении шла его работа над собой. Голой правоты, голой истины, голой святости неба не любил он. И головы евангелистов и пророков не покоряли бы его своей все вытесняющей глубиной, если бы в них не узнавал он голоса земли, голоса улицы, голоса современности, которую во все века выражали наследники учителей – художники. Вот перед кем по совести благоговел он, а не перед героями, и почитал совершенство творения, вышедшего из несовершенных рук, выше бесплодного самоусовершенствования человека”.

Это подтверждается стихотворениями Юрия Живаго, которые составляют заключительную часть романа. Двенадцать из них были напечатаны еще при жизни Пастернака в журнале “Знамя” 1954 г., № 4, остальные тоже опубликованы на несколько лет раньше самой прозы. Их часто называют вершиной поэзии Пастернака. Создавая их от имени героя романа, автор обрел новые возможности свободы и глубины лирического самовыражения. Всякий человек ограничен событиями своей биографии, профессией, тем, что о нем заранее известно, Пастернак сумел найти выход в стихах.

Главы второй книги освещены и согреты горячим огнем творческой одаренности главного героя. Его “прирожденный талант” сказывается не только в тетради стихов, завершающих повествование, – он служит “постижению мира изнутри с его лучшей и наиболее ошеломляющей стороны”. Именно поэтому академик Д. С. Лихачев называет его лирическим героем лирической прозы романа. Талант, как “детская модель Вселенной, заложенная с малых лет” в сердце, вытесняет волю, обращая все душевные силы на наблюдение и вслушивание, чтобы не заглушить голоса жизни, звучащего в нем. Подчиненностью воле обстоятельств объясняются бесчисленные лишения, выпавшие на долю Юрия Живаго, потеря дома, семьи, Лары, которые он несет с честью и полным сознанием неизбежности. “Дарование учит чести и бесстрашию, – писал Пастернак, – потому что оно открывает, как сказочно много вносит честь в общедраматический замысел существования”. Понимание “замысла существования” наполняет монологи Живаго и слышится в репликах душевно близких ему людей. “Личная заинтересованность побуждает его быть гордым и стремиться к правде. Эта выгодная и счастливейшая позиция в жизни может быть и трагедией, это второстепенно”.

Чувство гордости и послушания чужой воле заставляют его уступить Лару Комаровскому, ради ее воображаемого блага.

Единственный волевой поступок Юрия Андреевича, его рискованнейший побег из партизанского плена, побег к Ларе, оказывается возможен благодаря стечению благоприятно сложившихся обстоятельств.

Их любовь в романе соотнесена с естественностью любви первых людей на земле, и появление в их раю Комаровского становится образом грехопадения. 11с простившись как следует, превозмогая “колом в горле ставшую боль, точно он подавился куском яблока”, Юрий Андреевич отходит в сторону и уступает свою жизнь и любовь, почувствовав в Ларе душевный разброд и злую страсть к разрыву.

Душевное горе обостряет восприимчивость таланта. Сочувствие окружающей природы усаживает его за работу. Передавая герою свои стихи, Пастернак сознательно освобождает их от свойственной ему нагнетенной метафоричности, расширяет круг своих тем. В первую очередь это относится к стихотворениям евангельского цикла, которые дают высшее нравственное оправдание характеру их автора Юрия Живаго, объясняют не свойственные нашему времени и нашей литературе отзывчивость и мягкую податливость души. Отсутствие жестких принципов и дидактических тенденций в характере героя роднит его с открытой доверчивостью романа в целом.

В романе Пастернака сошлись все линии его творческих устремлений: к возвращению к детской простоте взгляда на окружающее, к выявлению естественности жизни, к способности литературных традиций открывать неизведанное. Сошлись заложенные в его творчестве устремления прозы к поэзии. В полной мере проявились и мировоззренческие основы творчества Пастернака: его убежденность в подлинной ценности силы духа и внутренней “тайной свободы” человека, всюду остающегося самим собой и не поддающегося тирании сильной воли – собственной или чужой. Отразилось в понимании человеческой истории как части природы, в которой человек участвует помимо своей воли, и высшей красоты действительности в художественном творчестве.

План произведения

1. Главный герой романа – Живаго Юрий Андреевич.

2. Мать Юрия умирает, а отец кончает жизнь самоубийством, выбросившись из идущего поезда.

3. Николай Николаевич Веденяпин (дядя главного героя) привозит его в Москву и поселяет у профессора Громеко.

4. Живаго вместе с другом Мишей Гордоном сопровождают Александра Александровича Громеко в номера “Черногория”, где он впервые видит Лару.

5. Живаго поступает в университет на медицинский факультет, пишет стихи.

6. Живаго вместе с Тоней Громеко едет на елку к Свентицким, где он видит Лару.

7. Живаго и Тоня женятся, у них рождается сын Сашенька.

8. Главного героя призывают в армию. Находясь в госпитале после ранения, он встречает Лару.

9. Выходит книга стихов Живаго.

10. Юрий живет и работает в Мелюзееве, в одном доме с Антиповой. Он объясняется ей в любви, но она уезжает. Живаго переезжает в Москву.

11. Зимой 1918 г. переносит тиф. После выздоровления Юрий с семьей уезжают на Урал.

12. Увидев Антипову в библиотеке, Живаго узнает ее адрес. Они постепенно сближаются.

13. Живаго мобилизуют как медицинского работника, но через 1,5 года ему удается бежать.

14. Юрий и Лара живут вместе.

15. Главный герой получает известие от жены о рождении дочери и об их переезде за границу.

16. В Варыкино приезжает Комаровский и сообщает, что муж Лары расстрелян и она с дочерью в опасности. Лара с Катенькой уезжают с Комаровским.

17. Муж Лары, который, оказывается, жив, приходит к Живаго, они долго разговаривают. Утром Стрельников кончает жизнь самоубийствой.

18. Живаго переезжает в Москву. Сходится с Мариной, у них рождаются дети.

19. Однажды Живаго исчезает. Он поселяется в комнате, в окне которой видел горящую свечу.

20. Герой умирает от сердечного приступа.

21. Евграф Андреевич Живаго (брат Юрия) собирает все написанные Юрием стихи.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

Доктор Живаго